Учите язык хорошего звука

7.08.2019

Если вы любите музыку, вы любите хороший звук. Вы знаете, когда слышите хорошее звучание. Так зачем же учиться описывать это?

Когда вы знаете, как точно определить, что хорошо или что плохо в звуке аудиосистемы, у вас будет гораздо лучшее представление о том, как ее настроить. Знание того, на что обращать внимание, поможет вам отличить хорошие компоненты от обычных или переоцененных, когда вы покупаете новую систему. И вы почерпнете больше информации из отзывов о продуктах, которые вы прочитали, если сможете расшифровать жаргон, который используют некоторые профессиональные рецензенты.

Чтобы помочь вам расширить свой словарь hi-fi, мы рады представить следующую выдержку из Вводного руководства по высокопроизводительным аудиосистемам Роберта Харли, главного редактора журнала Absolute Sound.

Во введении в книгу г-н Харли призывает всех любителей музыки исследовать сферу высококачественного звука, что не обязательно означает дорогой звук. Мы не могли с этим не согласиться - не нужны большие деньги или абсолютный слух, чтобы получить и оценить хороший звук.

книжная обложка
Отрывок из Вводного руководства по высокопроизводительным аудиосистемам . © 2007 Роберт Харли. Перепечатано с разрешения. www.hifibooks.com . Мнение автора не обязательно совпадает с мнением Crutchfield или любого из его сотрудников.

Звуковые описания и их значения

Самая большая проблема в критическом слушании - это найти слова, чтобы выразить наше восприятие и опыт. В воспроизводимой музыке мы слышим вещи, которые трудно идентифицировать и выразить словами. Лексика для прослушивания важна не только для передачи другим людям того, что мы слышим, но также для распознавания и понимания нашего собственного восприятия. Если вы можете прикрепить описательное имя к восприятию, вы сможете легче распознать это восприятие, когда испытаете его снова.

Подробно описывая специфические звуковые характеристики того, как электронные компоненты изменяют звучание проходящей через них музыки, я надеюсь настроить вас на распознавание тех же характеристик, когда вы слушаете. Прочитав этот следующий раздел, прослушайте два продукта для себя и постарайтесь услышать то, что я описываю. Это могут быть любые два устройства - если у вас есть портативный проигрыватель компакт-дисков, подключите его к вашей системе и сравните с домашним проигрывателем компакт-дисков. Даже сравнение компакт-диска и файла MP3, созданного с этого компакт-диска, поможет вам начать работу. Важно начать аналитически слушать. Если вы сразу не слышите звуковые различия, продолжайте слушать. Чем больше вы слушаете, тем более чувствительными вы будете к этим различиям.

Я замечаю это на собственном опыте, когда время от времени критически слушаю в своей комнате для прослушивания с посещающими его производителями и дизайнерами высококлассного оборудования, многие из которых являются высококвалифицированными слушателями. Несмотря на то, что мы разделяем много общего в определении того, что звучит хорошо, существует широкий спектр представлений о том, какие аспекты презентации наиболее важны.

Вы также должны знать, что записи, сделанные с помощью аудиофильных методов, сильнее раскрывают некоторые аспекты воспроизводимого звука, чем записи, сделанные для массового потребления. Например, запись классической музыки, сделанная в концертном зале с очень небольшим количеством микрофонов, простой путь прохождения сигнала и высококачественное записывающее оборудование, скорее всего, даст больше информации о динамике звучания компонента, чем поп-запись, сделанная в студии. Точно так же большинство записей массового рынка практически не имеют динамического диапазона, поэтому они звучат «хорошо» на 4-дюймовом автомобильном стереодинамике. По этим причинам некоторые звуковые термины, описанные в этой главе, в большей степени относятся к записям аудиофильного качества, чем к записям для массового рынка.

Также полезно понимать общие термины, которые описывают диапазон звуковых частот. Диапазон человеческого слуха, который охватывает десять октав от примерно 16 Гц (циклов в секунду) до 20000 Гц или 20 килогерц (20 кГц), можно разделить на конкретные области, описанные ниже. Обратите внимание, что эти подразделения несколько произвольны; Вы не можете сказать конкретно, что, например, нижние высокие частоты начинаются с 2000 Гц, а не 2500 Гц. Тем не менее, таблица дает приблизительное руководство для понимания взаимосвязи между частотными диапазонами и их описательными названиями.

Диапазоны частот

Нижний предел (Гц) Верхний предел (Гц) Описание
16 40 Глубокий бас
40 100 Средний бас
100 250 Верхний бас
250 500 Нижние средние
500 1000 (Средние) средние
1000 2000 Верхние средние
2000 3500 Нижние высокие
3500 6000 Средние высокие
6000 10000 Верхние высокие
10000 20000 Верхняя октава

Это приблизительное руководство поможет вам понять следующие термины и определения. Полная характеристика того, как «звучит» продукт, будет включать аспекты каждого из следующих звуковых качеств.

Тональный Баланс

Первый аспект музыкальной презентации - общий тональный баланс продукта. Насколько хорошо сбалансированы низкие, средние и высокие частоты? Если это звучит так, как будто слишком много высоких частот, мы называем презентацию яркой. Впечатление от слишком малой частоты производит глухой или скатный звук. Если бас подавляет остальную часть музыки, мы говорим, что презентация тяжелая. Если мы слышим слишком мало баса, мы называем презентацию тонкой, легкой, наклоненной или тощей.

Тональный баланс продукта является важным - и часто подавляющим - аспектом его звукового характера.

Общая перспектива

Термин «перспектива» описывает видимое расстояние между слушателем и музыкой. Перспектива в значительной степени зависит от записи (особенно расстояния между исполнителями и микрофонами), но на нее также влияют компоненты системы воспроизведения. Некоторые продукты продвигают презентацию вперед, к слушателю; другие звучат более отдаленно или непринужденно. Передовой продукт представляет музыку перед динамиками; непринужденный продукт заставляет музыку появляться немного позади динамиков. Иными словами, прямой продукт звучит так, как будто музыканты сделали несколько шагов к вам; непринужденный продукт создает впечатление, что музыканты сделали несколько шагов назад.

Еще один способ описания перспективы - по номеру строки в концертном зале. Некоторые продукты, кажется, «усаживают» слушателя в передней части зала - скажем, в четвертом ряду. Другие создают впечатление, что вы сидите дальше; скажем, в двадцатом ряду. Несколько других терминов описывают перспективу. Сухой, как правило, означает отсутствие реверберации и пространства, но также может относиться к будущей перспективе. Другие лозунги для прямой презентации - немедленные, резкие, яркие, агрессивные и настоящие. Термины, связанные с непринужденной, включают в себя пышный, спокойный и нежный.

Продукты с прямой презентацией дают вам ощущение присутствия инструмента перед вами, но могут быстро устать. И наоборот, если презентация слишком непринужденная, музыка неповоротлива и ей не хватает непосредственности.

Непринужденная презентация приглашает слушателя, мягко втягивая ее вперед в музыку, позволяя исследовать ее тонкости. Это похоже на разницу между разговором с кем-то, кто агрессивен, сталкивается лицом к лицу и говорит слишком громко, по сравнению с тем, кто отступает, говоря тихо и спокойно.

В динамиках перспектива часто является результатом пика или провала в среднем диапазоне (пик - это слишком много энергии, провал - слишком мало). Фактически, средний диапазон между 1 кГц и 3 кГц называется областью присутствия, поскольку он обеспечивает ощущение присутствия и непосредственности. Гармоники человеческого голоса охватывают область присутствия; таким образом, голос сильно зависит от перспективы продукта.

Высокие частоты

Хорошие высокие частоты необходимы для качественного воспроизведения музыки. Фактически, многие отличные аудиопродукты не могут удовлетворить музыкально из-за плохих высоких частот. Характеристики высоких частот, которых мы хотим избежать, описываются терминами: яркий, кружащийся, вперед, агрессивный, жесткий, хрупкий, резкий, сухой, белый, отбеленный, проволочный, металлический, стерильный, аналитический, резкий и зернистый. Высокие проблемы распространены; посмотрите, сколько прилагательных мы используем для их описания.

Если у продукта слишком много видимых высоких частот, он завышает звуки, которые уже богат высокими частотами. Примерами являются чрезмерно подчеркнутые тарелки, чрезмерное шипение (s и sh звуки) в вокале и скрипке, которые звучат тонко. Продукт со слишком большим количеством видимых высоких частот называется ярким. Яркость заметна в области высоких частот, в основном между 3 кГц и 6 кГц. Яркость может быть вызвана повышением частотной характеристики громкоговорителей или плохим электронным дизайном. Многие проигрыватели компакт-дисков и транзисторные усилители, которые измерены как имеющие плоскую (точную) частотную характеристику, тем не менее добавляют заметность к высокочастотным частотам.

Термин Tizzy описывает слишком много верхних высоких частот (6 кГц-10 кГц), которые характеризуются как отбеливание высоких частот. Tizzy тарелки имеют акцент на верхних гармониках, шипение и воздух, который пронизывает основной звук тарелки. Tizziness дает тарелкам больше ssssss, чем sssshhhh звука.

Презентация будет лишена жизни, воздуха, открытости, расширения и ощущения пространства, если высокие частоты слишком мягкие.

Форвард, если применить к тройному, очень похож на яркий; оба описывают слишком много высоких частот. Впереди высокие частоты, однако, также имеют тенденцию быть сухими, испытывая недостаток пространства и воздуха вокруг этого. Многие из перечисленных выше терминов имеют практически идентичные значения. Твердый, хрупкий и металлический - все они описывают неприятную характеристику высоких частот, напоминающую удар по металлу. Фактически, уникальная гармоническая структура, созданная воздействием металла на металл, очень похожа на искажения, вносимые твердотельным усилителем мощности, когда его просят играть громче, чем он способен играть.

Особенно раздражающей тройной характеристикой является зернистость. Тройное зерно - грубость, накладывающаяся на верхние текстуры. Я замечаю это больше всего на скрипке соло, массивных скрипках, флейте и женском голосе. На флейте высокочастотное зерно распознается как грубый или нечеткий звук, который, кажется, движется поверх динамического огибающего флейты. (То есть, зерно следует за громкостью флейты.) Зерно издает звук скрипки, как будто они играются лезвиями ножовки, а не смычками - грубое преувеличение, но передающее идею грубой текстуры, добавленной зерном.

Наиболее распространенными источниками этих проблем являются, в грубом порядке убывания величины: высокочастотные динамики в громкоговорителях, комнаты для прослушивания с чрезмерным отражением, компоненты цифрового источника (обычно проигрыватель компакт-дисков или цифровой процессор), предварительные усилители, усилители мощности, кабели и грязные источники переменного тока. , До сих пор я обсуждал только проблемы, которые подчеркивают высокие частоты. Некоторые продукты, как правило, делают высокие частоты более мягкими и менее заметными, чем живая музыка. Эта характеристика часто используется в продукте либо для компенсации высоких частот в других компонентах системы, либо для придания продукту более приятного звучания. Умышленное смягчение высоких частот - это ярлык дизайнера; если он не может правильно понять высокие частоты, он просто делает их менее оскорбительными, смягчая их.

Следующие термины, перечисленные в порядке возрастания величины, описывают хорошие характеристики высоких частот: гладкие, сладкие, мягкие, шелковистые, нежные, жидкие и пышные. Когда высокие частоты становятся чрезмерно гладкими, мы говорим, что они романтические, спущенные или сиропообразные. Высокие частоты, описанные как «гладкие, сладкие и шелковистые», дополняются; «Свернутый и сиропообразный» говорит о том, что этот компонент заходит слишком далеко в области высоких частот и поэтому окрашен. Свернутые и сиропообразные высокие частоты могут быть благословенным облегчением после прослушивания ярких, твердых и зернистых высоких частот, но в долгосрочной перспективе это не приносит музыкального удовлетворения. Такое представление имеет тенденцию становиться мягким, неповоротливым, медленным, толстым, закрытым и лишенным деталей. Все эти термины описывают эффекты высокочастотного представления, которое слишком ошибочно в сторону гладкости.

Презентация будет лишена жизни, воздуха, открытости, расширения и ощущения пространства, если высокие частоты слишком мягкие. Музыка звучит замкнутой, а не большой и открытой. Лучшая тройная презентация звучит как настоящая музыка. Он должен иметь много энергии - в конце концов, тарелки могут звучать довольно агрессивно в реальной жизни - но не иметь синтетического, зернистого или сухого характера. Мы не слышим эти характеристики в живой музыке; мы не должны слышать их в воспроизводимой музыке. Что еще более важно, высокие частоты должны звучать как неотъемлемая часть музыки, а не как отдельный шум, идущий поверх нее. Однако, если у компонента есть цветное представление высоких частот, это гораздо менее музыкально нежелательно, если он ошибается на стороне гладкости, а не яркости.

Середина

Дж. Гордон Холт, основатель журнала Stereophile и отец наблюдательной оценки звукового оборудования, однажды написал: «Если средние частоты не верны, ничто иное не имеет значения».

Средний диапазон важен по нескольким причинам. Во-первых, большая часть музыкальной энергии находится в среднем диапазоне, особенно важные низшие гармоники большинства инструментов. Мало того, что эта область содержит большую часть музыкальной энергии, человеческое ухо гораздо более чувствительно к средним и низким частотам, чем к басам и верхним высоким частотам. В частности, ухо наиболее чувствительно к звукам между 800 Гц и 3 кГц, а также к небольшим изменениям как громкости, так и частотной характеристики в этой полосе. Порог слуха уха, т. Е. Самый тихий звук, который мы можем слышать, значительно ниже в средней полосе, чем в крайних частотах. Мы разработали эту дополнительную остроту средней полосы, вероятно, потому, что энергия большинства звуков, которые мы слышали каждый день в течение сотен тысяч лет - человеческий голос, шелест листьев, звуки других животных - сосредоточена в среднем диапазоне.

Громкоговорители с пиками и провалами в середине звучат очень неестественно; средний диапазон - абсолютно худшее место для несовершенств громкоговорителя.

Середины окраски могут быть очень раздражающими. Громкоговорители с пиками и провалами в середине звучат очень неестественно; средний диапазон - абсолютно худшее место для несовершенств громкоговорителя. Ограничивая наше обсуждение динамиками на данный момент, средним окрасом

Короче говоря, если записи мужского голоса звучат монотонно, утомительно и резонансно, это, вероятно, является результатом пиков и провалов в частотной характеристике громкоговорителя. (Эти окраски наиболее заметны на мужском голосе при прослушивании только одного громкоговорителя.)

Термины, описывающие низкую среднюю производительность, включают в себя пиковые, цветные, грудные, квадратные, носовые, перегруженные, хонкие и толстые. Chesty описывает окраску ниже среднего, которая заставляет вокалистов звучать так, как будто у них простуда. Boxy относится к впечатлению, что звук исходит из коробки, а не существует в открытом космосе. Носовое обычно связано с избытком энергии, который охватывает узкий частотный диапазон, производя звук, похожий на разговор с зажатым носом. Хонки похож на носовой, но выше по частоте и охватывает более широкий частотный диапазон.

Как описано ранее в разделе «Перспектива», слишком большое количество энергии среднего уровня может сделать презентацию более впечатляющей и «перед вами». Широкий провал в отклике среднего диапазона (слишком мало энергии среднего диапазона в широком диапазоне частот) может создать впечатление большего расстояния между вами и презентацией.

При выборе громкоговорителей будьте особенно внимательны к описанным расцветкам среднего уровня. То, что является очень незначительной, даже едва заметной, проблемой, слышимой во время краткого прослушивания, может стать серьезным раздражителем при длительном прослушивании.

Предыдущие описания относятся в первую очередь к проблемам среднего уровня, возникающим в громкоговорителях. Расширение обсуждения для включения электроники (предусилители и усилители мощности) и компонентов источника (воспроизведение LP или цифровой источник) представляет различные аспекты производительности среднего уровня, о которых мы должны знать.

Важным фактором производительности среднего уровня является то, как инструментальные текстуры воспроизводятся. Текстура - это физическое впечатление от звука инструмента - его ткани, а не его тона. Самым близким музыкальным термином для текстуры является тембр, определяемый в «Коллегиальном словаре» Merriam Webster, десятое издание, как «качество звука, присущее его обертонам; качество тона, характерное для определенного поющего голоса или инструмента». Звуковые артефакты, добавленные электроникой, часто влияют на инструментальные и вокальные текстуры.

Термин «зернистый», введенный в описании тройных задач, также относится к средним частотам. Фактически, среднечастотное зерно может быть более нежелательным, чем тройное зерно. Среднечастотное зерно характеризуется грубостью инструментальных и вокальных текстур; текстура инструмента скорее зернистая, чем гладкая.

Текстуры среднего уровня также могут звучать жестко и ломко. Жесткие текстуры очевидны на массивных голосах; хор звучит как стеклянный, блестящий и синтетический. Эта проблема усугубляется с увеличением громкости хора. На низких уровнях вы можете не слышать этих проблем. Но по мере увеличения хора звук становится жестким и раздражающим. Пианино также очень хорошо раскрывает твердые среднечастотные текстуры, более высокие ноты звучат раздражающе хрупко. Когда в среднем диапазоне отсутствуют эти неприятные артефакты, мы говорим, что текстуры жидкие, гладкие, сладкие, бархатистые и пышные.

Бас

Басовое звучание является наиболее неправильно понятым аспектом воспроизводимого звука, как среди широкой публики, так и среди любителей hi-fi. Считается, что чем больше басов, тем лучше. Это отражено в рекламе «сабвуферов», которые обещают «ошеломляющий бас» и способность «греметь в штанинах и оглушать маленьких животных». Конечным выражением этой извращенности являются бум-фургоны, которые имеют абсурдное количество чрезвычайно плохого воспроизведения баса.

Но мы хотим знать, как продукт воспроизводит музыку, а не землетрясения. Для меломана важно не количество баса, а качество этого баса. Мы не просто хотим физического ощущения, которое дает бас; мы хотим услышать тонкость и нюанс. Мы хотим услышать точную высоту звука, отсутствие окраски и резкую атаку сорванных акустических басов. Мы хотим услышать каждую ноту и нюанс в быстрой, запутанной игре на басу, а не в запутанном реве. Если Рэй Браун, Стэнли Кларк, Джон Патитуччи, Дейв ЛаРю, Дэйв Холланд или Эдди Гомес работают, мы хотим точно услышать, что они делают. На самом деле, если бас плохо воспроизводится, мы бы вообще не слышали много баса.

Мы не просто хотим физического ощущения, которое дает бас; мы хотим услышать тонкость и нюанс.

Правильное воспроизведение басов необходимо для полноценного воспроизведения музыки. Низкие частоты составляют тональную основу музыки и ритмический якорь. К сожалению, басы трудно воспроизводить, будь то компоненты источника, усилители мощности или, особенно, громкоговорители и помещения.

Возможно, самой распространенной проблемой басов является отсутствие определения высоты тона или артикуляции. Эти два термина описывают способность слышать бас как отдельные ноты, каждая из которых имеет атаку, затухание и определенную высоту звука. Вы должны услышать текстуру баса, будь то звучный резонанс изогнутого контрабаса или уникальный характер Fender Precision. Низкие частоты содержат удивительное количество деталей при правильном воспроизведении.

Когда бас воспроизводится без определения высоты тона и артикуляции, нижний конец вырождается в глухой рев, лежащий в основе музыки. Вы слышите низкочастотный контент, но он не связан музыкально с тем, что происходит над ним. Вы не слышите точные ноты, но слышите размытие - динамические огибающие отдельных инструментов полностью потеряны. В музыке, в которой бас играет важную ритмическую роль - рок, электрический блюз и немного джаза - бас-гитара и кик-барабан, похоже, отстают от остальной музыки, что тормозит ритм. Более того, динамический конверт ударного барабана (что придает ему ощущение внезапного удара) утопает в звучании бас-гитары, скрывая его музыкальный вклад. Эти условия усугубляются обычным поражением середины басов слишком большим количеством басов.

Термины, описывающие этот вид баса, включают грязный, толстый, гулкий, раздутый, толстый, мягкий, перегруженный, свободный и медленный. Условия, которые описывают отличное воспроизведение басов, включают тугой, быстрый, чистый, артикулированный, подвижный, жесткий и точный. Хороший бас уподоблен натянутому батуту; Бедный бас - батут, висящий вяло.

Количество баса в музыкальном представлении очень важно; если вы слышите слишком много, музыка перегружена. Чрезмерный бас - это постоянное напоминание о том, что вы слушаете воспроизводимую музыку. Этот переизбыток басов описывается как тяжелый. Если вы слышите слишком мало баса, презентация тонкая, скудная, изношенная или перегружена.

Чрезмерно скудная презентация лишает музыку ее ритма и драйва - отсутствует полный, мурлыкающий звук бас-гитары, глубина и величие контрабаса или виолончели исчезают, а оркестр теряет чувство силы. Тонкий бас издает двойной бас как виолончель, виолончель как альт. Ритмически удовлетворяющий вес и воздействие басового барабана сводятся к теням их прежней мощи. Гармоники инструментов подчеркнуты по отношению к основам, создавая впечатление потертой ткани, потерявшей опорную структуру. Тонкое или худое представление испытывает недостаток в тепле и теле. Как описано ранее в этой главе при обсуждении звуковых грехов, связанных с упущением и упущением, слишком низкочастотный бас предпочтительнее громкого баса.

Два термина, относящихся к тому, что я только что описал в отношении количества басов, это расширение или глубина. Расширение - это насколько глубокий бас идет - не бас и верхний бас, описываемый худой или весомый, а самый нижний конец слышимого спектра. Это царство бочки и трубочного органа. Все системы, кроме самых лучших, снижают (уменьшают в объеме) эти самые низкие частоты. К счастью, глубокое расширение не является обязательным условием для высококачественного воспроизведения музыки. Если в системе хорошие басы примерно до 35 Гц, вы не чувствуете, что чего-то не хватает. Однако энтузиасты трубочного органа захотят более глубокого расширения и готовы за него заплатить. Правильное воспроизведение нижней октавы может быть очень дорогим. Большая часть динамической силы музыки - способность передавать большие различия между громким и тихим - заключена в басе. Хотя я буду обсуждать динамику позже в этом разделе, динамика баса несет особое обсуждение - они так важны для удовлетворения воспроизведения музыки.

Система или компонент, обладающий отличной динамикой низких частот, обеспечит ощущение внезапного удара и взрывной силы. Бас-барабан выпрыгнет из презентации с поразительной силой. Динамическая огибающая акустических или электрических басов точно передается, позволяя музыке наполниться ритмичным выражением. Мы называем эти компоненты ударными и используем термины «удар» и «удар» для описания хорошей динамики баса.

Связанный аспект - это скорость, хотя применительно к басу «скорость» в некотором смысле неверна. Низкие частоты по своей природе имеют более медленные атаки, чем более высокие частоты, что делает термин технически неверным. Но музыкальная разница между «медленным» и «быстрым» басом огромна. Продукт с быстрым, плотным, мощным басом вызывает гораздо большую ритмичную вовлеченность в музыку. (Это будет рассмотрено более подробно позже.)

Хотя воспроизведение внезапной атаки басового барабана жизненно важно, не менее важна способность системы воспроизводить быстрый затухание; то есть, как заканчивается заметка. Ноты баса не должны продолжаться после того, как удар барабана прекратился. Многие громкоговорители накапливают энергию в своих механических конструкциях и излучают ее немного после самой ноты. Когда это происходит, у баса есть свисание, условие, которое заставляет ударный барабан, например, звучать раздутым и медленным. Музыка, в которой барабанщик использовал двойные басовые барабаны, особенно показательна для басового свеса. Если два барабана сливаются в один звук, вероятно, виноват свес. Вы должны слышать атаку и гниение каждого барабана как отдельных сущностей. Компоненты, которые неадекватно передают внезапное динамическое воздействие низкочастотных инструментов, лишают музыку его мощности и ритмичного влечения.

Звуковая сцена

Звучание - это видимый физический размер музыкального представления. Когда вы закрываете глаза перед хорошей системой воспроизведения, вы можете «видеть» инструменталистов и певцов перед вами, часто находящихся в акустическом пространстве, например в концертном зале. Звуковая сцена имеет физические свойства ширины и глубины, создавая ощущение большого размера и пространства в комнате для прослушивания. Звучание перекрывается с визуализацией, или то, как инструменты выглядят как объекты, висящие в трехмерном пространстве в пределах записанной акустики. Как упоминалось ранее в этой главе, большая и четко определенная звуковая сцена чаще всего слышна при воспроизведении аудиофильных записей, сделанных в реальном акустическом пространстве, таком как концертный зал или церковь.

Из всех способов воспроизведения музыки поражение звучанием, без сомнения, является самым чудесным ... К сожалению, многие продукты разрушают или ухудшают тонкие сигналы, которые обеспечивают звучание.

Наиболее очевидные описания звуковой сцены - это ее физические размеры - ширина и глубина. Вы слышите музыкальное представление как существующее за пределами левой и правой границ громкоговорителя и простирающееся дальше от вас, чем стена за динамиками.

Из всех способов воспроизведения музыки поразительно, саундстейдж, без сомнения, самый чудесный. Подумайте об этом: два динамика управляются двумерными электрическими сигналами, которые являются не чем иным, как напряжениями, которые меняются во времени. Из этих двух напряжений перед вами открывается огромная трехмерная панорама. Вы не слышите музыку как плоский холст с отдельными инструментами, слитыми вместе; вы слышите первого скрипача слева от презентации, гобой дальше назад и к центру, медь за басами справа и бубен за всеми остальными инструментами сзади. Звук состоит из отдельных объектов, существующих в пространстве, так же, как вы услышите в живом исполнении. Кроме того, вы слышите тембр гобоя, исходящий из положения гобоя, тембр скрипки, исходящий из положения скрипки, и реверберацию зала, окружающую инструменты. Комната для прослушивания исчезает, заменяясь обширным пространством концертного зала - все от двух напряжений.

Звуковая сцена создается в мозгу разностями времени и амплитуды, закодированными в двух аудиоканалах. Когда вы слышите инструментальные изображения в правой задней части звуковой сцены, ухо / мозг синтезирует эти слуховые изображения, обрабатывая немного различную информацию в двух сигналах, поступающих на ваши уши. Зрительное восприятие работает точно так же: на сетчатке нет информации о глубине; Ваш мозг экстраполирует вид глубины из различий между двумя плоскими изображениями.

Аудио компоненты сильно различаются по своим способностям представлять эти пространственные аспекты музыки. Некоторые продукты уменьшают ширину звуковой сцены и сокращают впечатление от глубины. Другие раскрывают славу полностью развитой звуковой сцены. Я считаю, что хорошее звуковое представление имеет решающее значение для удовлетворения музыкального воспроизведения. К сожалению, многие продукты разрушают или ухудшают тонкие сигналы, которые обеспечивают звучание.

Термины, описывающие плохую ширину звуковой сцены, узки и сужены - музыка, сжатая между громкоговорителями, не охватывает слушателя. Звуковая сцена с недостаточной глубиной называется плоской, неглубокой или ракурсной. В идеале звуковая сцена должна сохранять свою ширину по всей глубине. Звуковая сцена, которая сужается к задней части презентации, лишает музыку ее размера и пространства.

Иллюзии глубины звуковой сцены помогает разрешение пространственных сигналов низкого уровня, таких как отражения в зале и реверберация. В частности, затухание реверберации после громкого климакса с последующим отдыхом помогает определить акустическое пространство. Громкий сигнал похож на вспышку света в темной комнате; пространство мгновенно освещается, что позволяет увидеть его размеры и характеристики.

Теперь, когда мы рассмотрели пространство и глубину, давайте обсудим, как инструментальные изображения появляются в этом пространстве. Изображения должны занимать определенную пространственную позицию в звуковой сцене. Например, звук фагота должен исходить из определенной точки пространства, а не как размытое изображение без границ. То же самое можно сказать о гитаре, фортепиано, саксофоне или любом другом инструменте в любой музыке. Ведущий вокал должен выглядеть как плотная, компактная, определяемая точка в пространстве точно между динамиками.

Некоторые продукты, особенно большие громкоговорители, искажают размер изображения, заставляя каждый инструмент казаться больше, чем жизнь - классическая гитара внезапно начинает звучать шириной в десять футов. Система воспроизведения должна показывать несколько правильный размер изображения, от симфонического оркестра шириной 60 футов до скрипки соло. Я говорю «несколько», потому что невозможно воссоздать правильные пространственные перспективы таких широко расходящихся источников звука через два динамика, расположенных на расстоянии около 8 футов друг от друга. Хотя размер изображения и его размещение являются характеристиками, присущими записи, на них сильно влияют компоненты системы воспроизведения.

Термины, которые описывают четко определенную звуковую сцену, сфокусированы, плотны, очерчены и резки. Специфичность изображения также описывает жесткий фокус изображения и точную пространственную точность. Плохо определенная звуковая сцена описывается как гомогенизированная, размытая, запутанная, перегруженная, плотная и лишенная фокуса.

Некоторые продукты производят кристально чистую, прозрачную звуковую сцену, которая позволяет слушателю слышать все, что находится в задней части зала. Такая прозрачная звуковая сцена имеет живую непосредственность, которая делает каждую деталь отчетливо слышимой. И наоборот, непрозрачная звуковая сцена является толстой или темной, с меньшим количеством иллюзии "видения" в космос. Завеса часто используется для описания отсутствия прозрачности.

Наконец, превосходное звуковое сопровождение является относительно хрупким. Вам нужно сидеть прямо между динамиками, и каждый компонент в цепочке воспроизведения должен быть высокого качества. Звуковое сопровождение легко разрушается некачественными компонентами, плохой комнатой для прослушивания или плохим расположением громкоговорителей. Это не значит, что вы должны потратить целое состояние, чтобы получить хорошую сцену; многие продукты с очень низкой себестоимостью делают это хорошо, но найти такие сделки гораздо сложнее.

Динамика

Динамический диапазон аудиосистемы не в том, насколько громко она будет воспроизводиться, а в разнице в уровне между самыми тихими и самыми громкими звуками, которые система может воспроизводить. Технически это часто определяется как разница между уровнем шума компонента и его максимальным выходным уровнем. Симфонический оркестр имеет динамический диапазон около 100 децибел, или дБ; Динамический диапазон типичной рок-записи составляет около 10 дБ. Другими словами, сравнительно говоря, рок-группа всегда громкая; у него небольшой динамический диапазон.

Динамика - очень важная часть воспроизведения музыки. Они продвигают музыку вперед и привлекают слушателя. Большая часть выражения музыки передается динамическим контрастом, от pp (пианиссимо) до fff (тройной форте), а также очень маленькими динамическими изгибами исполнителя.

Есть два разных вида динамики. Макродинамика относится к общему чувству удара, удара и мощи презентации - например, к ударам бас-гитары и оркестровому крещендо. Если система имеет плохую макродинамику, мы говорим, что звук сжат или сжат. Микродинамика происходит в меньшем масштабе. Они не дают ощущения воздействия, но необходимы для обеспечения реалистичного динамического воспроизведения. Микродинамика описывает тонкую динамическую структуру в музыке, от атаки треугольника или других небольших ударных инструментов в задней части звуковой сцены до внезапного отрыва струны на акустической гитаре. Ни один звук не очень громкий по уровню, но оба имеют динамические структуры, которые требуют ловкости и скорости от системы воспроизведения.

Продукты с хорошей динамикой - макро и микро - оживляют музыку, позволяя появиться вибрации и жизни. Динамические изменения являются важным средством музыкального выражения; чем больше вы слышите намерения музыкантов, тем больше музыкальное общение между исполнителями и слушателем. Некоторые отличные компоненты не способны передать широкий диапазон динамического контраста.

Эти характеристики связаны с переходным режимом, способностью системы быстро реагировать на входной сигнал. Переходный процесс - это недолговечный звук, такой как звук ударных инструментов. Переходные характеристики описывают способность аудиосистемы точно воспроизводить быстроту переходных сигналов. Например, при ударе по барабану создается форма волны с очень крутой атакой (способ, которым начинается звук) и быстрым затуханием (способ, которым звук останавливается). Если какой-либо компонент в системе воспроизведения не может реагировать так же быстро, как изменяется форма сигнала, происходит искажение динамической огибающей музыки, и крутизна замедляется. Аудиокомпоненты, описанные как быстрые или быстрые, воспроизводят внезапность переходных сигналов.

Лучшие продукты покажут все сигналы низкого уровня, которые делают музыку интересной и захватывающей, но не так, чтобы это приводило к усталости при прослушивании.

Но только то, что компонент или система может воспроизводить громкие и тихие уровни, не обязательно означает, что они имеют хорошую динамику. Мы ищем более широкий динамический диапазон. Система должна быть способна выражать прекрасные градации динамики, а не только громкие и мягкие. Поскольку музыка изменяется по уровню (что, за исключением многих рок-записей, она делает большую часть времени), вы должны слышать изменения громкости вдоль плавного континуума, а не резких скачков уровней.

Детальность

Деталь относится к небольшим или низкоуровневым компонентам музыкальной презентации. Тонкая внутренняя структура тембра инструмента является одним из видов деталей. Термин также связан с переходными звуками (с внезапной атакой) на любом уровне, например, с помощью ударных инструментов. Система воспроизведения с хорошим разрешением деталей будет влиять на музыку в том смысле, что происходит просто больше музыки.

Сборка хорошо звучащей музыкальной системы или выбор между двумя компонентами часто может быть компромиссом между плавностью и разрешением деталей. Многие аудиокомпоненты обдумывают детали, давая переходным сигналам запечатленный характер. Травление - это неприятная тембровая зависимость тембров, что подчеркивает их значимость. Конечно, вы можете услышать всю информацию, но презентация становится слишком агрессивной, аналитической и утомительной: низкоуровневая информация поднимается и навязывается вам, и вы чувствуете облегчение, когда музыка выключена или выключена - не хороший знак

Компоненты, которые ошибаются в противоположном направлении, не имеют этого травленого и аналитического качества, но они также не разрешают всю музыкальную информацию в записи. Эти компоненты описаны как чрезмерно гладкие или имеющие низкое разрешение. Они имеют тенденцию делать музыку мягкой, удаляя части сигнала, необходимые для реалистичного воспроизведения. Эти компоненты не приковывают ваше внимание к музыке; они непривлекательны и скучны. Вы не оскорблены презентацией, как аналитическая система, но чего-то не хватает, что вам нужно для музыкального удовлетворения.

В конечном счете, музыкальность, а не разборчивость звука, - вот что такое высококачественный звук.

Это действительно редкий продукт, который в полной мере отражает музыкальные детали, не звуча травленым. Лучшие продукты покажут все сигналы низкого уровня, которые делают музыку интересной и захватывающей, но не так, чтобы это приводило к усталости при прослушивании - чувству усталости после долгого прослушивания. Система воспроизведения музыки должна проходить очень тонкую грань между разрешением реальной музыкальной информации и звучанием аналитической.

Музыкальность

Наконец, мы подошли к самому важному аспекту представления системы - музыкальности. В отличие от предыдущих характеристик, музыкальность - это не какое-то конкретное качество, которое вы можете слушать, а общее музыкальное удовлетворение, которое обеспечивает система. Ваша чувствительность к музыкальности разрушается, когда вы сосредотачиваетесь на определенном аспекте презентации; когда вы слушаете критически. Вместо этого музыкальность - это гештальт, вся ваша реакция на воспроизводимый звук. Мы также используем термин вовлечение, чтобы описать это единство с музыкой. Безошибочный признак того, что компонент или система обладает музыкальностью, - это когда вы садитесь за аналитическую сессию прослушивания, а через несколько минут вы погружаетесь в музыку и отказываетесь от критической сессии прослушивания. Это часто случалось со мной как рецензентом, и это хорошая мера фундаментальной "правильности" продукта. В конечном счете, музыкальность, а не разборчивость звука, - вот что такое высококачественный звук.

Роберт Харли - главный редактор журнала Absolute Sound и автор Полного руководства по высококачественному аудио, Вводного руководства по высокопроизводительным аудиосистемам и Домашнему кинотеатру для всех. Его книги были проданы тиражом более 150 000 экземпляров на четырех языках.

Обратная связь

Отправьте письмо нашему специалисту

Как мы можем к Вам обращаться?*

Куда Вам ответить?*

Ваше сообщение?*

+7 (495) 308-00-49
ЧАТ С ЭКСПЕРТОМ
WhatsApp чат

оперативные консультации

ВСЕГДА НА СВЯЗИ Наши эксперты всегда готовы ответить вам по телефону, онлайн или в офисе.

БЕСПЛАТНАЯ ДОСТАВКА

Бесплатная доставка по Москве или до офиса транспортной компании.

МЕТОДЫ ОПЛАТЫ

Наличный и безналичный расчет. Выставляем счета с НДС.

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ДИЛЕР

Не беспокойтесь за свой выбор. У вас 14 дней на обмен товара.