Проигрыватели винила. Основные понятия.

Всё о виниловых проигрывателях

Вдумайтесь: если вы воспроизводите свои любимые записи на своем замечательном высококачественном проигрывателе виниловых дисков и у вас прекрасная высокопроизводительная стереосистема с высококачественным усилителем и великолепными акустическими системами и при этом картридж звукоснимателя (на первый взгляд расходный материал или аксессуар) бюджетной категории, с таким картриджем Вы добьетесь хорошего звучания? Тем не менее, очень часто картриджу уделяется незаслуженно мало внимания, хотя на самом деле именно с него и начинается процесс звуковоспроизведения. Картридж наряду с акустическими системами- самый важный элемент системы, т.к он преобразует один вид энергии в другой-механическую в электрическую (у акустических систем- из электрической в акустическую) Именно игла звукоснимателя является первой и единственной соприкасающейся частью звукового тракта с записью на диске. Таким образом, качество картриджа непосредственно влияет на акустические характеристики всей стереосистемы. Если, в целом, любители музыки имели бы больше информации о картриджах, то, во-первых, их собственные музыкальные системы стали бы работать с большей музыкальной производительностью и, во-вторых, высококачественные и супер- высококачественные картриджи нашли бы свое применение на многих музыкальных системах по всему миру. Чтобы понять, насколько важно качество картриджа, рассмотрим, как он устроен.

 

Типы картриджей

ММ-картридж. Наиболее распространенной конструкцией картриджа звукоснимателя является конструкция с подвижным магнитом и неподвижными катушками индуктивности. Движение алмазной иглы, установленной на иглодержателе, перемещает магнит, который движется непосредственно около катушек, и при их взаимодействии генерируется электрический сигнал. Сигнал, выдаваемый ММкартриджем, наиболее высок из всех типов современных головок и находится в диапазоне от 2 до 8 мВ. ММ- картриджи в большинстве случаев при износе алмазной иглы имеют функцию ее замены. Ресурс иглы составляет примерно 1000 часов работы, ММ-картриджи позволяют заменять иглы (вставки)

МС-картридж. Более сложным, дорогим и точным принципом создания напряжения в картридже является конструкция с подвижной катушкой и неподвижным магнитом. С помощью микросборки, а в случаях особо точных картриджей - ручным способом, катушки индуктивности монтируются непосредственно на иглодержателе. При такой конструкции напряжение генерируется с минимальными искажениями и временными потерями. Чтобы максимально уменьшить движущуюся массу (а, соответственно, улучшить точность), как правило, катушка изготавливается с минимальным количеством витков. Например, в стационарных катушках для ММ-картриджей можно сделать 3000 и более витков провода, когда как в картриджах с подвижной катушкой только 15 или 20. Лучшие головки имеют по 3-4 витка, но стоимость таких головок сопоставима со стоимостью автомобиля. При такой конструкции с малым количеством витков катушки получается крайне слабый электрический сигнал, требующий в дальнейшем большего усиления. Сигнал, выдаваемый МС-картриджем, находится в диапазоне от 0,01 до 1,5 мВ* В МС-картриджах замена иглы (вставки) без отправки на завод невозможна. * также на рынке присутствуют картриджи гибридного типа, имеющие конструкцию МС, но при этом имеющие выходное напряжение, сопоставимое с картриджами ММ типа, то 1,5 до 3 мВ

 

Какой выбрать картридж ММ или МС?

ММ-картридж: Бюджетная стоимость конструкции, высокий выход не требует использования повышающих трансформаторов или дополнительных цепей усиления в фонокорректоре, возможность замены иглы в домашних условиях. Но все эти преимущества перечеркивает главный недостаток ММ-конструкции- Высокая движущаяся масса системы отражается на звуке сниженной точностью, скоростью, прорисовкой деталей и ухудшенным динамическим и частотным диапазоном МС-картридж: Дорогая конструкция, необходимость дополнительных цепей усиления,тщательной, а иногда прецизионной настройки картриджа на тонарме, более бережного отношения к пластинкам (необходимость мыть и хранить в чистоте) компенсируется точным, быстрым, тонально и темброво естественным звучанием. Только благодаря МС конструкции картриджа можно приблизиться к верхним границам возможностей формата грампластинки.

 

Но!

При выборе типа картриджа (ММ или МС), в первую очередь надо отталкиваться от качества поворотного стола. Если стол имеет проблемы с поглощением внешних вибраций, вибраций пластинки или сам является их источником (конструкция с роликовым или прямым приводом), то использование картриджа с подвижной катушкой (МС) не желательно.

 

Миф о превосходстве МС

Миф о превосходстве МС-конструкции над ММ был порожден приверженцами и «заложниками» винтажных проигрывателей с высоким уровнем генерируемых вибраций поворотного стола. В начале 2000-х в одном авторитетном аудио журнале вышла статья «О роликах и пружинках», в которой автор утверждал, что вся аудио индустрия пошла не по тому пути и что переход к производству поворотных столов с пассиковым приводом является ошибкой. Также он утверждал, что противовес должен быть пружинным, а привод исключительно роликовым. Но автор не упомянул, что он имел ввиду ситуацию, когда использование МС- головки не рассматривается, слушается музыкальный материал, преимущественно записанный в моно, проигрыватель не будет подключаться к звуковому тракту «лабораторного уровня точности» - или попросту к High-End системе, и слушателю будет примерно за 60 лет, со всеми необратимыми изменениями слуха и образа мышления. Результатом же стало повальное увлечение дорогими профессиональными проигрывателями с роликовыми приводами, на которых использовать МС- головку оказалось практически невозможно, т.к вибрации, генерируемые роликом, полностью считываются точной МС системой картриджа и преобразовываются в звук, который «подкладывается» под музыкальный сигнал в виде звуковой «грязи», тем самым прослушивание музыки на таком тракте сравнимо с просмотром фильма на сильно запыленном экране телевизора.

78/Моно/Стерео картриджи

На данный момент выпускается три вида картриджей ММ типа - 78/Mono/Stereo и два вида МС типа - Mono/Stereo. Использование 78/Mono картриджей не очень распространено на данный момент, но если в коллекции имеются такие пластинки, то использовать эти картриджи просто необходимо. Во первых правильная прижимная сила для шеллаковых пластинок и пластинок с монозвуком выше обычного (порядка 4 грамм), во вторых направление движения иглы в моно пластинке отличается примерно на 45 градусов. Из этого следует, что при проигрывании моно пластинки стерео картриджем движущая система будет разбиваться от неправильного движения иглы, и это если опустить еще проблему разбивания канавки и сверхбыстрого «запиливания» самого винилового диска.

 

Иглодержатель (Cantilever)

Иглодержатель передает механические колебания от иглы к блоку генератора сигнала.

Качественные иглодержатели должны быть легкими и в то же время прочными, также для самых точных картриджей обязательное условие для иглодержателя - это гибкость и одновременно быстрое возвращение в исходное положение. Для соблюдения этих условий высококачественные иглодержатели изготавливают из разных, в том числе экзотических и дорогих материалов.

 

Игла (Stylus)

Существуют три основных типа формы игл звукоснимателей.

  • Сферическая (круглая) является самой дешевой в производстве и из-за этого получила большее распространение. Сферическая игла используется в бюджетных картриджах. Сферическая игла при воспроизведении обладает наихудшей точностью и, соответственно, качеством звука.
  • Более совершенной является эллиптическая игла. Она имеет узкий профиль, позволяющий с большей точностью следовать всем нюансам звуковой канавки. Эллиптические иглы используется в большинстве современных картриджей средней ценовой категории.
  • На высшей ступени стоят иглы с так называемой «именной» заточкой. Они имеют сложную геометрию и обеспечивают более точное отслеживание канавки. Такие иглы обладают более узким профилем, чем обычные иглы эллиптической формы и при движении имеют более широкий контакт со всей площадью записанной канавки, уменьшая давление иглы на чувствительную поверхность записи, что обеспечивает минимизацию износа пластинок и позволяет извлекать информацию из канавки с наибольшей точностью достоверностью. Наиболее известные «именные» заточки - это Shibata, Hiper eliptical, Line-contact, MicroLine и другие.

Изменение стандарта угла резца

При воспроизведении грамзаписи игла картриджа должна находиться в том же положении, что и алмазный резец режущей головки при записи.Только в этом случае сигнал будет передан максимально точно. Важность этого особенно проявилась, когда была изготовлена стерео игла эллиптической формы. Это произошло в октябре 1958. Вертикальный угол слежения не всегда имел твердый стандарт. Но как только была выпущена стереопластинка, был впервые определен этот угол, который составил 15 градусов. В 1975 году это значение было изменено на 20 градусов. По этой причине релизы, выпущенные до 1975 года, были массово переизданы в конце 70-ых, а поиск «первых прессов» при наличии этих переизданий не имеет никакого смысла, кроме коллекционного, если используются современные картриджи не со сферической заточкой . На непонимании (незнании) этого вопроса хорошо спекулируют «виниловые винтажники», «впаривая» сначала «первые пресса», а потом для правильного их воспроизведения винильщикнеофит вынужден покупать «винтажные головки» или, по крайней мере, пользоваться исключительно ММ-картриджами, желательно со сферической заточкой. (Отсюда еще одна причина появления мифа о превосходстве ММ).

 

Тонармы

Существует два вида тонармов: Тангенциальные и рычажные. Преимуществом тангенциальных тонармов является отсутствие погрешности слежения иглы при воспроизведении относительно режущей головки при записи мастер-диска (режущая головка в рекордере как раз устанавливается на тонарм тангенциального типа). Но качественные тонармы такого типа очень дороги и требуют тщательной периодической настройки. В противном случае их преимущества превращаются в недостатки (избыточное давление на одну из канавок из-за недостаточного или избыточного движения тонарма по направляющей). А с появлением дисков с нестандартным шагом канавок преимущество тангенциальных тонармов еще уменьшилось, «на плаву» смогли остаться только выдающиеся модели с воздушным подвесом, которые в свою очередь тоже имеют ряд недостатков Рычажные тонармы имеют более простую конструкцию и проще в настройке. С помощью различных конструктивных решений инженеры смогли минимизировать их недостатки. Увеличение рабочей длины тонарма, введение компенсационного угла за счет изгиба трубки тонарма S-образной и J-образной формы, различные конструкции антискейтинга (компенсации эффекта скатывания под действием центробежной силы) - все это призвано минимизировать погрешность слежения иглы за канавкой, но самое главное - все эти конструктивные решения следует рассматривать в призме конечного результата (звучания), т.к на рынке есть тонармы, использующие все лучшие технические решения, но при этом отвратительно звучащие, а есть тонармы, в которых все сделано не так, но они прекрасно звучат.

Один из важных факторов получения хорошего звука - это степень сочетаемости связки тонарм+картридж. Современные «винильщики» часто не обращают внимания на этот параметр, а многие даже не подозревают о его существовании. В большинстве случаев сочетаемость получается за счет негласной стандартизации (схожести) механических характеристик различных картриджей и тонармов, но умение делать расчет совместимости позволит выйти почти из любой ситуации, в которую может загнать клиент, имеющий, к примеру, «винтажный» тонарм и желающий приобрести современный картридж.

 

Headshells (площадки для крепления картриджа)

Нельзя недооценивать важность Шелла. От его конструкции и материала, из которого он изготовлен, может достаточно ощутимо меняться звучание всей системы.

Сколько должно стоить?

У современных любителей винила есть определенный пробел в знаниях, в навыках настройки и подбора комплектующих проигрывателя под свою систему. По этой причине самыми популярными моделями являются проигрыватели Plug-and-Play, имеющие установленную и настроенную головку, да еще иногда и встроенный в шасси проигрывателя фонокорректор. Виниловый проигрыватель для современного пользователя ошибочно считается простым, рядовым источником музыки, стоящим в общем ряду с проигрывателями CD, сетевыми проигрывателями и.т.п. Такая недооцененность порождает ряд ошибок, связанных с неправильным выбором качественного уровня LP проигрывателя под домашнюю систему, и вследствие этого, по принципу звучания слабого звена, получается не оптимальный уровень качества воспроизведения музыки с виниловых пластинок. Проигрыватель винила является самым важным и дорогостоящим компонентом, об этом еще в своей энциклопедии писал Роберт Харли. Поэтому экономия при выборе всех составных частей винилового проигрывателя (головки звукоснимателя, тонарма, фонокорректора) сильнее скажется на звучании системы, по сравнению с теми же CD проигрывателями или усилителями.

 

6 заповедей винильщика

Всегда нужно помнить, что «Виниловая тема» окружена мифами и преданиями, способными сбить с толку не только винильщиканеофита, но и продвинутого «хай-файщика» «Виниловые авторитеты» («бывалые-винильщики») как в сфере носителей, так и в сфере техники - не более чем один из «винильных мифов», также способный сбить с толку тех, кто имеет пробелы в знаниях по теме. «Теплый аналоговый звук»- не характерный признак звучания виниловой пластинки, а признак низкого уровня качества комплектующих винилового тракта и/или признак плохой настройки проигрывателя. Истинный звук винила- прозрачный, плотный, динамичный, хлесткий, с ярко выраженными деталями и глубокой градуированной звуковой сценой. «Первый пресс», выпущенный до 1975 года, не может рассматриваться как «эталонный» носитель для настройки высококачественной High-End системы «на слух», т.к он создан по другим стандартам угла слежения иглы. Для критической оценки качества винилового тракта эталоном должно служить звучание реальных, живых инструментов и голоса, а не звучание именитых, уважаемых профессионалами «винтажных» проигрывателей, типа Thorens 124 или Garrard 301 и.т.п. Только собственный опыт, собственные уши и теоретические знания по теме способны помогать различать и разрушать мифы и предания о виниле и создавать системы, которые будут поражать не только сторонников винилового звука, но и противников.

Другие материалы по теме

FireWire ( IEEE 1394 port , i-Link )

FireWire ( IEEE 1394 port , i-Link )

Отношение сигнал/шум

Отношение сигнал/шум

Совместная жизнь акустических систем и помещений

В предыдущей статье мы разобрались как в условиях домашних реалий выжать из АС максимум, теперь нам остается рассмотреть следующий большой вопрос, как же резонансы КдП влияют на звучание акустических систем.

Биполярный громкоговоритель

Биполярный громкоговоритель

Обратная связь

Отправьте письмо нашему специалисту

Как мы можем к Вам обращаться?*

Куда Вам ответить?*

Ваше сообщение?*

+7 (495) 308-00-49
ЧАТ С ЭКСПЕРТОМ
О компании
ВСЕГДА НА СВЯЗИ Наши эксперты всегда готовы ответить вам по телефону, онлайн или в офисе.

БЕСПЛАТНАЯ ДОСТАВКА

Бесплатная доставка по Москве или до офиса транспортной компании.

МЕТОДЫ ОПЛАТЫ

Наличный и безналичный расчет. Выставляем счета с НДС.

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ДИЛЕР

Не беспокойтесь за свой выбор. У вас 14 дней на обмен товара.