Что такое форматы объемного звука Dolby и DTS

Что такое форматы объемного звука Dolby и DTS для фильмов и музыки

Совершенствование аудио / видео технологий привело к появлению множества различных форматов объемного звука. Новейшие форматы могут многое предложить с точки зрения реалистичности и детализации. Но современные ресиверы для домашнего кинотеатра способны декодировать и некоторые устаревшие форматы, на случай, если вы захотите подключить старый видеомагнитофон или проигрыватель LaserDisc.

Объемный звук дома: немного истории

В начале был VHS. Теперь вместо магнитных лент у нас есть диски, цифровые телевизионные трансляции и потоковый контент. По мере развития домашнего мультимедиа аудиоинженеры получили возможность значительно улучшить объемный звук.

Ранние формы объемного звука не включали дискретную аудиоинформацию для нескольких каналов. Вместо этого они экстраполировали информацию объемного звука из двухканального (стерео) сигнала. Эти «матричные» каналы сначала воспроизводились через четыре динамика, а затем через пять динамиков и сабвуфер.

Более продвинутые форматы объемного звука кодируют отдельные звуковые дорожки для разных каналов. Результатом является более четкий диалог и улучшенная визуализация, пространственное звучание и общий реализм.

О ЦИФРАХ

К настоящему времени вы, вероятно, видели такие числа, как «5.1» и «7.1», и вам может быть интересно, что они означают. Это сокращение описывает количество каналов аудиоинформации, которые поддерживают форматы объемного звука.

В случае 5.1-канального формата «5.1» относится к пяти отдельным аудиоканалам, плюс LFE (низкочастотные эффекты) или канал сабвуфера («.1»). 

Новейшие форматы объемного звука

Dolby Atmos добавляет звучание в миксы

Dolby Atmos начал проникать в домашние кинотеатры несколько лет назад. Теперь это довольно стандартно в AV-ресиверах с семью или более каналами. Этот «объектный» формат назначает звуковые «объекты» конкретным местам в области прослушивания, чтобы они соответствовали тому, где они естественным образом встречались в пространстве. Это добавляет трехмерное ощущение к двухмерным изображениям на вашем экране.

Потолочные или специальные громкоговорители для Atmos, используемые в настройках Atmos, добавляют третий номер к сокращению конфигурации системы. Например, пятиканальная система Dolby Atmos с двумя верхними динамиками - это система 5.1.2.

Настройка системы Atmos в домашних условиях

AV-ресиверы с декодированием Atmos имеют как минимум семь каналов. Чем больше каналов, тем больше вариантов конфигурации Atmos. Например, с помощью девятиканального ресивера вы можете настроить систему 5.1.4 или 7.1.2.

DTS: X: гибкий объектный формат объемного звука

Как и в Dolby Atmos, саундтреки к фильмам, закодированные с помощью DTS: X, размещают звуки там, где они естественным образом встречаются в пространстве. DTS: X также интерактивен. Некоторый контент в кодировке DTS: X позволяет настраивать уровни диалогов, чтобы лучше слышать голоса по сравнению с фоновыми эффектами.

В отличие от Atmos, DTS: X не требует какого-либо специального вида расположения колонок, поэтому он работает с потолочными громкоговорителями или без них. Конечно, звук будет более реалистичным с верхними динамиками, но вы также можете получить впечатляющий реалистичный звук из стандартной 5.1- или 7.1-канальной системы домашнего кинотеатра.

Действительно ли верхние громкоговорители того стоят?

Если вы спросите меня, то ответ утвердительный. Если вы настроите систему Atmos с верхними динамиками, она также станет отличной системой DTS: X. Часть вашего видеоконтента будет закодирована с помощью Atmos, другая - с DTS: X, а иногда у вас не будет ни одной из этих опций.

Но если ваш ресивер может декодировать Atmos и DTS: X, он также поддерживает два дополнительных формата: Dolby Surround и DTS: Neural X. Эти форматы «постобработки» позволяют вашему ресиверу «смешивать» другие форматы, чтобы вы могли получить объемные звуковые эффекты от любого контента по вашему выбору.

5.1 и 7.1 форматы объемного звука

5.1: отличное место для начала

Системы домашнего кинотеатра 5.1 по-прежнему встречаются чаще, чем системы с большим количеством динамиков. Они являются наиболее доступными и часто наиболее практичными конфигурациями динамиков домашнего кинотеатра. У многих из нас просто нет места для более чем пяти динамиков. А 5.1-канальный объемный звук достаточно интересен.

Настройка собственной системы 5.1

  • Вот что вам нужно для получения объемного звука 5.1 в вашей гостиной:
  • Ресивер для домашнего кинотеатра с как минимум пятью каналами
  • Пять динамиков (передний левый и правый, центральный и объемный левый и правый), а также сабвуфер
  • Контент, закодированный с помощью информации о 5.1-канальном объемном звуке (DVD, Blu-ray, кабельное и эфирное телевидение, потоковое мультимедиа и видеоигры)

Даже если вы планируете установить пятиканальную систему домашнего кинотеатра, мы все равно рекомендуем приобрести семиканальный ресивер. Это даст вам некоторые преимущества, например, возможность подключить пару динамиков для музыки в другой комнате или ванной. Кроме того, он позволит в будущем легко обновить систему до объемного звука 7.1 или системы Atmos 5.1.2.

5.1-канальные форматы

Dolby Digital

  • Оригинальный дискретный многоканальный формат
  • Улучшенная четкость и реалистичность по сравнению с более ранними форматами
  • Использует сжатие для размещения полнометражных фильмов с дискретной информацией объемного звука на диске

DTS

  • Использует меньшее сжатие, чем Dolby Digital; некоторые говорят, что этот формат звучит немного точнее
  • Не так широко распространен, как Dolby Digital

Dolby Pro Logic II

  • Декодирует стереозаписи и преобразует их в 5.1-канальный объемный звук

DTS Neo:6

  • Как Dolby Pro Logic II; использует повышающее микширование (up-mixing) для передачи 5.1-канального звука из двухканальных источников

7.1: более обволакивающий объемный звук

7.1-канальный объемный звук добавляет две дополнительные задние колонки объемного звучания в стандартную конфигурацию колонок 5.1. Диски Blu-ray вмещают в себя больше аудиоинформации, чем DVD, поэтому их можно кодировать с помощью аудиоформатов 7.1 для получения высококачественного объемного звука без потерь.

Настройка собственной системы 7.1

Вот что вам нужно, чтобы получить объемный звук 7.1 в вашей гостиной:

7.1-канальные форматы

Dolby TrueHD

  • Предлагает до 7.1 каналов аудио без потерь (без сжатия)
  • Идентичен оригинальной мастер-записи киностудии
  • Более точные эффекты

DTS-HD Master Audio

  • Как Dolby TrueHD; обеспечивает 7.1 дискретных каналов аудио без потерь
  • Идентична оригинальной записи киностудии

Dolby Pro Logic IIx

  • Как Dolby Pro Logic II; использует специальную обработку для микширования двух- или пятиканальных аудиосигналов до объемного звука 7.1

Dolby Digital Plus

  • Обеспечивает более детальные звуковые эффекты, чем Dolby Digital 5.1, но не без потерь, как Dolby TrueHD

DTS-HD

  • Более детальный, чем оригинальный 5.1 DTS, но не без потерь, как DTS-HD Master

Менее распространенные форматы объемного звука

9.1 и выше

9.1 расположение колонок

Ресивер с девятью или более каналами открывает двери для серьезных возможностей объемного звучания. Эти AV-ресиверы включают в себя два дополнительных канала, чтобы добавить «высотный» слой к 7.1-канальной схеме колонок. Эти верхние динамики (не путать с верхними динамиками Dolby Atmos) обычно устанавливаются на стене над существующими фронтальными динамиками.

Настройка вашей собственной системы 9.1

Вот что вам нужно, чтобы получить 9.1-канальный объемный звук в вашей гостиной:

  • AV-ресивер домашнего кинотеатра с не менее чем девятью каналами
  • Девять динамиков (передний правый и левый, центральный, объемный правый и левый, объемный задний правый и левый и передний верхний правый и левый), а также сабвуфер
  • В настоящее время вы не найдете много контента, изначально закодированного с помощью 9.1 дискретных каналов аудиоинформации. Но девятиканальный ресивер способен микшировать различные форматы объемного звука до 9,1 для большей реалистичности.

9.1-канальные форматы

Dolby Pro Logic IIz

  • Может микшировать двухканальные и многоканальные источники объемного звучания до 9.1 с эффектами фронтальной высоты
  • Также работает с настройками 7.1, жертвуя тыловыми колонками окружающего звучания в пользу передних верхних колонок

Auro-3D

  • Уникальный формат, который добавляет высотный слой, состоящий из четырех колонок, к стандартной схеме колонок 5.1
  • Дополнительные верхние громкоговорители расположены над передним правым и левым и правым и левым громкоговорителями объемного звучания соответственно
  • Встроенный в некоторые современные AV-ресиверы Denon и Marantz с девятью или более каналами; доступно как платное обновление для старых моделей

Вы найдете кодировку Auro-3D на некоторых дисках Blu-ray, а микширование Auro-matic позволяет использовать слой высоты Auro-3D с любым контентом, который вы выберете.

Настройки динамиков Auro-3D не всегда подходят для Dolby Atmos, поскольку Atmos не использует верхние динамики объемного звучания. Но есть потенциальные обходные пути. Некоторые ресиверы позволят вам использовать задние верхние громкоговорители вместо громкоговорителей объемного звучания для конфигурации 9.1 Auro-3D, которые будут действовать как система 5.1.4 при просмотре закодированного контента Atmos.

Если вам нужен ресивер, который поддерживает оба формата с одним расположением колонок, обязательно изучите этот момент подробнее. Руководство пользователя расскажет вам все возможные конфигурации.

11-канальные AV-ресиверы: отлично подходит для Dolby Atmos, DTS: X или Auro-3D

Для серьезных любителей домашнего кинотеатра 11-канальный ресивер позволит вам установить впечатляющую систему Dolby Atmos 7.1.4 или 9.1.2. Многие считают эти конфигурации идеальными для DTS: X.

Если вы идете по маршруту Auro-3D, наличие в вашем распоряжении одиннадцати каналов даст вам еще более динамичный объемный звук. Конфигурация Auro 10.1 добавляет десятый громкоговоритель, прямо над местом прослушивания, известный как «Голос Бога». А Auro 11.1 добавляет фронтальную колонку центрального канала в конфигурацию 10.1.

13 каналов домашнего кинотеатра

В настоящее время на рынке есть только один 13-канальный AV-ресивер, и он впечатляет. Denon AVR-X8500H предоставляет вам большинство вариантов конфигурации объемного звука от одного аудио / видео компонента.

Этот ресивер поддерживает конфигурации 7.1.6 или 9.1.4 Atmos, а также Auro 13.1, который добавляет левый и правый тыловые каналы объемного звучания к настройке Auro 11.1.

Есть вопросы? Мы здесь, чтобы помочь

Если вам нужна помощь в настройке собственной системы объемного звучания, не стесняйтесь связаться с нами. Наши консультанты могут дать отличные советы по поводу AV-ресиверов и колонок и ответить на любые ваши вопросы.

Другие материалы по теме

Демпинг-фактор

Демпинг-фактор (в отечественной литературе - коэффициент демпфирования) - характеристика усилителя, определяющая его взаимодействие с нагрузкой (акустической системой). В описании многих усилителей этот параметр приобретает почти мистический смысл. Какой же коэффициент демпфирования необходим и стоит ли гнаться за рекордными цифрами? 

10 вещей, которые следует учитывать при покупке AV-ресивера

10 вещей, которые следует учитывать при покупке AV-ресивера

Проектор (часто задаваемые вопросы) FAQ

Ответы на часто задаваемые вопросы по видео проекторам.

Что такое HDMI eARC?

Что такое HDMI eARC?

Обратная связь

Отправьте письмо нашему специалисту

Как мы можем к Вам обращаться?*

Куда Вам ответить?*

Ваше сообщение?*

+7 (495) 308-00-49
ЧАТ С ЭКСПЕРТОМ
О компании
ВСЕГДА НА СВЯЗИ Наши эксперты всегда готовы ответить вам по телефону, онлайн или в офисе.

БЕСПЛАТНАЯ ДОСТАВКА

Бесплатная доставка по Москве или до офиса транспортной компании.

МЕТОДЫ ОПЛАТЫ

Наличный и безналичный расчет. Выставляем счета с НДС.

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ДИЛЕР

Не беспокойтесь за свой выбор. У вас 14 дней на обмен товара.