Чем дорогие колонки отличаются от дешевых?

23.09.2020

Что вы получаете, когда покупаете дорогие колонки?

Пара колонок может стоить от нескольких тысяч до десятков миллионов рублей. Слушая дешевую или дорогую колонку вы безошибочно сможете отличить Адель от Майлза Дэвиса или Nirvana. Так что же получают те кто потратил большие деньги за пару акустических систем и чего не хватает покупателям с ограниченным бюджетом?

Как только вы начнете рассматривать акустические системы от 20,000 до, скажем, 40,000 рублей за пару, вы должны начать слышать больше музыкальных деталей: легкие удары барабанной палочки по тарелке, скольжение пальцев гитариста по грифу или певца делающего вдох, чтобы набрать силу, необходимую для следующей ноты. Звук еще больше окутывает вас, создавая то, что аудиофилы называют звуковой сценой - ощущение атмосферы студии звукозаписи или концертного зала. Вы также услышите более широкий диапазон звуковых частот, включая глубокие басовые ноты, которые придают музыке ее ритм. Проще говоря, прослушивание хороших колонок больше похоже на прослушивание группы вживую, а не на прослушивание записи группы через громкоговоритель.

Прослушивание хороших колонок больше похоже на прослушивание исполнителя вживую, а не на прослушивание записи через громкоговоритель.

Однако нет гарантии, что чем больше вы потратите на акустику, тем лучше будет звук. На самом деле, некоторые очень дорогие акустические системы, ориентированные на аудиофилов, основаны на устаревших технологиях и философии дизайна, которые, как показала наука, звучат плохо. Разработка высококачественной акустической системы не обязательно дороже, чем разработка бюджетной модели.

Ниже мы расскажем о том, что отличает высококачественную акустическую систему от бюджетной модели и на что следует обратить внимание, если вы решили потратить немного (или намного) больше. Здесь мы сосредоточимся на традиционных пассивных акустических системах, но те же правила применяются к активным колонкам со встроенными усилителями.

Жесткий корпус

Корпус колонки, обычно коробчатая конструкция, оказывает удивительно большое влияние на качестве звука. Если корпус акустики недостаточно прочный, он имеет тенденцию вибрировать на определенной звуковой частоте. Это называется резонансом. Этот эффект в основном эквивалентен добавлению случайных нот к музыке - как если бы гитарист просто продолжал слегка перебирать струну выдавая ноту Ля, независимо от того, какую мелодию играет группа. Каждый разработчик акустических систем, считает резонанс корпуса одним из главных врагов хорошего звука.

Проектировщики лучших образцов акустических систем минимизируют резонансы за счет использования твердых (и, как правило, дорогих) материалов. К примеру, изготавливая лицевые панели колонок из алюминия или таких материалов как Corian® (обычно используются для столешниц), а корпуса из многослойных панелей ДВП (MDF) средней или высокой плотности. Недорогая акустическая система может быть пустой внутри, но в более дорогой модели для придания дополнительной жесткости корпусу предусмотрена внутренняя структура из распорок, разработанная на основе экспериментов и измерений вибраций с помощью лазерной интерферометрии.

Внутри корпуса хорошей акустической системы вы найдете поролон, минвату, синтепон или подобный материал. Целью этой "набивки" является стремление или необходимость подавлять стоячие волны, возникающие внутри колонки, наличие которых может серьезным образом ухудшать характеристики акустической системы. Эта отделка препятствует возникновению стоячих волн.

К счастью, неприятные резонансы легко определить, мягко постучав костяшкой пальца по стенкам колонки. Лучшие колонки издают только легкий звук, похожий на то, что вы слышите, когда стучите костяшкой пальца (слегка!) о кирпич. Худшие издают звон с полным резонансным звуком. Практическое правило: если вы стучите костяшкой пальца по динамику, и собака бежит к входной двери, чтобы посмотреть, кто там, подумайте о модернизации.

Корпус колонок JBL Project EVEREST DD67000 оснащен внутренними переборками для большей жесткости.

Качественные динамики

Головка громкоговорителя (ГГ) или просто динамик - это пассивный электро акустический преобразователь, предназначенный для преобразования сигналов звуковой частоты из электрической формы в акустическую. Принято разделять ГГ на вуферы (для низких частот), твитеры (для высоких частот) и среднечастотные динамики (для всего, что между ними). Динамики в недорогих колонках как правило не такие мощные (громкие), как в более дорогих. Чем больше размер динамика, тем важнее становится его качество: дешевый вуфер, скорее всего, не сможет выдать потрясающие глубокие басы. Хороший вуфер имеет большую амплитуду колебаний, иными словами способен двигаться дальше вперед и назад, таким образом перемещая больше воздуха.

Лучшие вуферы и среднечастотные динамики имеют особенно жесткие диффузоры (диафрагмы), часто сделанные из алюминия, титана, углеродного волокна, древесной массы или сэндвича из нескольких материалов. Однако, никакого влияния на звук в прямом смысле материал грамотно сконструированного диффузора не оказывает. Чем жестче диафрагма громкоговорителя, тем меньше вероятность искажений звука, а значит в целом музыка будет восприниматься комфортно и приятно. Твитеры могут быть изготовлены из металла, ткани или пластика. Существует бесчисленное множество великолепно звучащих динамиков с металлическими или тканевыми твитерами, но я никогда не слышал хороших пластиковых твитеров. Многие высококачественные колонки оснащаются «ленточными» твитерами, сделанными из тонкой пленки майлара, алюминия, каптона или другого материала. При правильной конструкции они могут воспроизводить исключительно чистые высокие частоты, что делает звучание музыкальных инструментов, таких как флейты, скрипки и тарелки, более четким и детальным. Хорошим примером такого динамика является излучатель "Air Motion Transformer" доктора Оскара Хейла который используется в немецкой акустике ELAC.

Чем жестче диффузор громкоговорителя, тем меньше слышимой окраски звучания, появляющейся из-за резонансов, а значит, музыка будет восприниматься приятнее.

Только настоящие эксперты в акустике могут многое сказать о ГГ, просто глядя на ее лицевую сторону, однако неискушенного человека часто вводят в заблуждение маркетинговые заявления производителя, особенно когда дело касается материалов драйвера. Но если производитель предлагает подробное объяснение материалов и конструкции ГГ, это, по крайней мере, признак того, что он серьезно подходит к делу.

Динамики JBL 476Be (ВЧ) с бериллиевой диафрагмой и 1501AL-2 (НЧ) с трехслойным диффузором (сэндвичем).

Больше баса

Хотя цены на полочные колонки могут достигать миллиона рублей за пару и выше, больше денег обычно означает крупные напольные колонки с более мощными басами. Как правило, модельный ряд акустических систем начинаются с небольших, доступных по цене полочных моделей, постепенно увеличиваясь по размеру и цене и переходя к более крупным корпусам напольных колонок, которые содержат либо больше НЧ-динамиков, либо динамики большего размера, а иногда и то и другое сразу. По сравнению с полочниками эти колонки производят более громкие и глубокие басы (40-80 Гц). Больше басов, по большому счету хорошо: они делают музыку и фильмы более захватывающими и реалистичными и это заставляет вас пританцовывать (или, по крайней мере, качать головой в такт музыке), когда вы слышите свои любимые мелодии.

Большой басовик имеет большую площадь поверхности и, стало быть, приводит в движение большую массу воздуха, чем басовик меньшего размера. Следовательно, звуковое давление, развиваемое таким басовиком также больше, что напрямую сказывается на чувствительности. Колонки с большими басовиками, как правило, имеют очень высокую чувствительность (обычно выше 93 дБ/Вт/м).

Иногда баса может быть слишком много, особенно если комната, в которой вы слушаете музыку, маленькая или если вы живете в квартире. Некоторые из лучших колонок большого размера позволяют регулировать уровень низких частот за счет установки отдельного встроенного в колонку усилителя с регулятором громкости для басового динамика. Это особенно полезно, потому что вы можете усилить бас там, где вы хотите (или где соседи будут терпеть это).

Важно помнить, что вы можете дополнить практически любую акустическую систему активным сабвуфером, чтобы добавить к звучанию всей системы нижний бас (20-40 Гц).

Хороший кроссовер

Кроссовер - это пассивная электрическая схема, которая разделяет аудиосигнал на низкие частоты для вуфера, высокие частоты для твитера и средние частоты для среднечастотного динамика (если он имеется). Иными словами кроссовер это электрические фильтры которые позволяют разработчику сделать звук многополосной колонки более равномерным при переходе от низких частот к средним и высоким. К сожалению, поскольку кроссовер спрятан внутри корпуса колонки (и мало кто сможет отличить хороший кроссовер от плохого даже если его увидит), это, как правило, первый элемент акустической системы, где производители колонок идут на компромисс если требуется сократить расходы.

Чтобы удовлетворить требования своих бухгалтерских отделов так, чтобы покупатели не заметили этого, инженеры иногда упрощают схему кроссовера, что повышает вероятность того, что динамик начнет «кричать» - или распространять звук узконаправленно - на средних частотах. Этот эффект может заставить вокалиста звучать так, как если бы его руки были зажаты вокруг рта. Уменьшение количества деталей в кроссовере также может сделать звучание средних частот неровным и грубым, как будто певец только что переболел. Хуже всего то, что этот эффект может подтолкнуть твитер к его пределам, вызывая искажения и, возможно, сокращая срок его службы.

Кроссовер - это пассивная электрическая схема (обычно состоящая из катушек индуктивности и емкостей), которая включается перед входным сигналом и обеспечивает то, чтобы на каждый динамик в колонке поступало напряжение только тех частот, которые они должны воспроизводить.

Большинство акустических систем, стоимость которых превышает 50,000 рублей за пару, имеют достаточно приличные кроссоверы, но как только вы упадете до цены около 10,000 рублей, кроссовер, скорее всего, будет состоять только из одного или двух элементов. Этого может быть достаточно для получения приемлемого звука при низкой громкости, но скорее это всего будут не те колонки, которые вы хотели бы слушать громко или долго.

Поскольку никакой фильтр не может обеспечить абсолютного обрезания напряжения на заданной частоте, кроссовер рассчитывают на определенную частоту разделения, за пределами которой фильтр обеспечивает выбранную величину затухания, выражаемую в децибелах на октаву. Величина затухания называется крутизной и зависит от схемы построения кроссовера. Не углубляясь особо в подробности, можно сказать, что простейший фильтр - так называемый кроссовер первого порядка - состоит всего из одного реактивного элемента - емкости (при необходимости обрезать НЧ) или индуктивности (при необходимости обрезать ВЧ) и обеспечивает крутизну в 6 дБ/окт. Вдвое большую крутизну - 12 дБ/окт. - обеспечивает кроссовер второго порядка, содержащий по два реактивных элемента в цепи. Затухание в 18 дБ/окт. обеспечивает кроссовер третьего порядка, содержащий по три реактивных элемента и т.д.

Производители как правило не публикуют спецификации своих кроссоверов. Даже если бы они это делали, понимание кроссовера – сложная штука, но для наших ознакомительных целей давайте просто скажем, что если кроссовер использует фильтры как минимум второго порядка (12 дБ на октаву), это обычно хороший признак того, что его не принесли в жертву с целью снизить отпускную цену акустической системы.

Высококачественные динамики и кроссоверы колонок JBL Project EVEREST DD67000

Кроссоверы состоят из нескольких дросселей (катушки с медным проводом на фотографии), резисторов и конденсаторов (черные элементы в форме миниатюрных бочек)

Контроль качества на производстве

Практически все производство акустических систем передается на аутсорсинг зарубежным фабрикам, и, как описано в книге «Плохо сделано в Китае», контроль качества на этих заводах может сильно отличаться. Без хорошего контроля, качество звучания одного динамика может сильно отличаться от другого, следовательно пара колонок, которую вы покупаете будет плохо согласована между собой,  а это создает впечатление, что "стереоизображение" слегка перемещается между двумя колонками.

Чем жестче контроль качества, тем большую плату с производителя должен взимать завод, потому что у него будет более высокий процент брака и больше единиц, которые необходимо отремонтировать или утилизировать. Многие аудиокомпании нанимают собственных специалистов по контролю качества для работы на заводе и мониторинга производства; это тоже увеличивает себестоимость конечного продукта.

Однако, вопреки распространенному мнению, качество контрактного производства на фабриках в Азии не обязательно хуже, чем в Северной Америке или Европе, а иногда и лучше. Производители более дорогих и высококачественных акустических систем склонны тяготеть к фабрикам, которые, как они полагают, могут выпускать неизменно хороший продукт, поэтому когда вы платите больше, вы, вероятно, получите динамики, которые по своим характеристикам будут ближе к «заводскому прототипу», который изначально создали инженеры.

Красивый внешний вид

Практически все недорогие колонки оборачиваются виниловой пленкой, а не покрываются краской, морилкой или лаком. Часто виниловое покрытие хорошо имитирует дерево, поэтому иногда нужно присмотреться, чтобы понять, что это не настоящий шпон. Хорошо сделанные колонки с виниловым покрытием действительно могут выглядеть лучше, чем покрытые деревянным шпоном но сделанные небрежно. Однако в недорогих колонках часто используется тонкая виниловая пленка, которая легко повреждается. Иногда винил накладывается не аккуратно, поэтому он отклеивается. В обоих случаях в местах повреждения сразу просвечивает ДВП, что выглядит очень плохо.

Когда вы тратите более 200,000 рублей на пару колонок, вы начинаете видеть те же улучшения, которые вы видите в мебели, когда переходите, скажем, из IKEA в роскошные выставочные залы: настоящий деревянный шпон и зеркальная текстура рисунка, глянцевая отделка с нанесением нескольких слоев рояльного лака отполированного вручную и даже покраска на заказ под цвет вашего любимого спортивного автомобиля. Но красивое шпонирование и отделка часто требуют дополнительных затрат, от нескольких сотен до нескольких тысяч долларов за колонки, и она никак не улучшают звучание. При прочих равных деньги, вложенные в отделку это деньги, отнятые у других частей акустической системы. Некоторые высококачественные колонки, например от Definitive Technology и GoldenEar Technology, имеют черные тканевые «чулки», чтобы скрыть незатейливые корпуса из ДВП, а вместо этого деньги вкладываются в динамики и кроссоверы.

Колонки JBL Project EVEREST DD67000 отличается изогнутыми и наклонными поверхностями отделанными натуральным шпоном розового дерева.

Заключение

В конце концов, вы не можете судить о книге (или о колонке) по обложке. Акустическая система, отвечающая всем описанным выше критериям, может звучать плохо. Достаточно одной маленькой ошибки конструктора или фабрики. Если вы не можете послушать колонки до их покупки, попробуйте найти обзоры, описывающие сразу нескольких акустических систем, слепое тестирование или измерения, которые уменьшают влияние предубеждений рецензента и, таким образом, с большей вероятностью направят вас к колонкам, которые вам понравится. И никогда не судите только по сайту производителя или комментариям на интернет-форумах. Вы можете совершить ошибку, о которой ваши уши - и кошелек - пожалеют.

Наконец, не имеет смысла вкладывать большие средства в колонки без соответствующей системы (усилитель + источник сигнала), и в определенный момент ваша комната для прослушивания  (без надлежащей акустической обработки) станет основным фактором негативно влияющим на звучание.

Вам так же могут быть интересны наши связанные статьи:

Другие материалы по теме

Как создать систему домашнего кинотеатра

Ваш новый домашний кинотеатр может быть самой умной покупкой, которую вы когда-либо совершали. Эта статья призвана помочь вам сделать правильный выбор.

О компании Definitive Technology

Definitive Technology – один из всемирно признанных производителей акустических систем, который постоянно заставляет удивляться международных аудио специалистов, создавая инновационные продукты для стерео и домашнего кинотеатра.

SPECTRAL Высококачественная AV мебель из Германии.

SPECTRAL - для тех, кому просто красивой мебели недостаточно.

О компании ArtSound

Компания ArtSound – ведущий бельгийский производитель динамиков и систем управления звуком. Более 30% продаж аудиосистем в Бельгии, Франции, Нидерландах приходятся на марку ArtSound.

Обратная связь

Отправьте письмо нашему специалисту

Как мы можем к Вам обращаться?*

Куда Вам ответить?*

Ваше сообщение?*

+7 (495) 308-00-49
ЧАТ С ЭКСПЕРТОМ
О компании
ВСЕГДА НА СВЯЗИ Наши эксперты всегда готовы ответить вам по телефону, онлайн или в офисе.

БЕСПЛАТНАЯ ДОСТАВКА

Бесплатная доставка по Москве или до офиса транспортной компании.

МЕТОДЫ ОПЛАТЫ

Наличный и безналичный расчет. Выставляем счета с НДС.

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ДИЛЕР

Не беспокойтесь за свой выбор. У вас 14 дней на обмен товара.