Что лучше - LCD или DLP проектор?

18.06.2005

Введение

Даже если вы плохо знакомы с миром цифровых проекторов, то все равно, как только вы начнете собирать информацию о них с намерением купить, то заметите, что существует два типа проекторов "LCD" и "DLP". Вы можете даже не знать, что эти сокращения обозначают, но наверняка зададите вопрос "какой из них лучше?" Ответ вроде бы прост: каждая из технологий и LCD и DLP имеет свои уникальные преимущества, но ни одна из них не совершенна. Поэтому важно понять, что каждая из них может дать именно вам и основываясь на этом, сделать для себя правильный выбор.
Кстати, существует и еще одна, довольно значимая технология-LCOS (liquid cristals on selicon). Эту технологию особенно активно развивают некоторые крупные продавцы: JVC, Sony и Hitachi. Несколько замечательных моделей проекторов для домашних кинотеатров были созданы как раз на основе этой технологии. Однако в этой статье мы не будем обсуждать LCOS-технологию.

Технические различия между LCD и DLP.

LCD (Liquid Cristal Display - Жидко-Кристаллический дисплей) проекторы обычно содержат три отдельные стеклянные LCD панели, по одной соответственно для красного, зеленого и синего компонентов видео сигнала, подаваемого в проектор. При прохождении света через LCD панели, отдельные пиксели ("элементы изображения") могут быть открыты, тогда они пропускают свет или закрыты, тогда они блокируют свет, как будто каждый маленький пиксель оснащен системой Венецианских штор. Такие действия модулируют свет и создают изображение, которое проецируется на экран.


DLP (Digital Light Processing - Цифровая Обработка Света) технология была разработана и является собственностью компании Texas Instruments. Принцип работы этой технологии весьма отличен от LCD. Вместо стеклянных панелей, через которые проходит поток света, отражающая поверхность DLP чипа покрыта тысячами малюсеньких зеркал. Каждое зеркало представляет собой один пиксель. В DLP проекторе световой поток от лампы проектора направлен на поверхность DLP чипа. Зеркала колеблются назад и вперед, направляя свет или на линзы-тогда пиксель включается, или от линзы-тогда пиксель выключается. В очень дорогих DLP проекторах находятся три отдельных DLP чипа, по одному для каждого канала: красного, зеленого и синего. Однако, в большинстве DLP проекторов стоимостью менее 000 присутствует только один чип. Для того чтобы определять цвета существует цветовое колесо, которое состоит из красных, зеленых, синих и иногда белых (прозрачных) фильтров. Это колесо вращается в световой дорожке между лампой и DLP чипом и "создает" цвета светового потока, попадая на чип то красным, то зеленым, то синим. Зеркала наклоняются то от линзы, то к линзе в зависимости от того, какое количество цвета требуется для каждого пикселя в любой данный момент времени. Такое движение модулирует свет и создает изображение, которое проецируется на экран. (В дополнение к красным, зеленым, синим и белым сегментам, некоторые цветовые колеса теперь используют темно-зеленые или желтые сегменты.)


Преимущества в работе: LCD против DLP.

За последние пять лет обе эти технологии быстро развивались, обе стали намного лучше и уже не так заметна разница между ними, как это было раньше, тем не менее, все еще есть некоторые примечательные различия. Однако история развития этих технологий является классическим примером того, как рыночная конкуренция способствует усовершенствованию технологии. С исторической точки зрения, одним из традиционных плюсов LCD было то, что проекторы созданные на основе этой технологии воспроизводят более насыщенные цвета, чем DLP проекторы. Объясняется это тем, что в большинстве одно-чиповых DLP проекторов, выпущенных для презентационных целей, прозрачная (белая) панель входит в состав цветового колеса наряду с красной, зеленой и синей, для того чтобы повысить количество выходящего света. И, хотя изображение получается более ярким, но при этом появляется тенденция к уменьшению цветовой насыщенности, что ведет к общему уменьшению яркости и насыщенности DLP изображения. Если вы собираетесь отображать текстовые и цифровые данные, то для вас это не будет проблемой, т.к. в сигнале данных цвета довольно насыщены. Но если вы собираетесь использовать проектор для качественной демонстрации видео материалов, то вам стоит обратить внимание на этот аспект.
Для того чтобы компенсировать недостаточную цветовую насыщенность и улучшить точность цветопередачи, во многих DLP проекторах, предназначенных для домашнего кинотеатра или для другого использования с высококачественным видео материалом, теперь устанавливают шестисегментные цветовые колеса, в каждом из которых по два набора красных, зеленых и синих фильтров. При этом белый сегмент не используется вообще. (Некоторые колеса фактически имеют семь или даже восемь сегментов и содержат темно-зеленый фильтр в дополнение к красному, зеленому и синему.) Эти колеса повышают точность цветопередачи и цветовую насыщенность, хотя и жертвуют количеством выходящего света. Но это не так страшно, потому что хорошее качество демонстрации видео материала зависит от высокого контраста изображения на экране. Поэтому видео материал лучше всего просматривать в темном помещении, где не требуется много люменов.

Таким образом DLP проекторы, предназначенные для домашнего кинотеатр, сравнялись с LCD проекторами в области цветовой насыщенности, тогда как у DLP аппаратов, предназначенных для коммерческих презентаций, это до сих пор остается слабым местом.
Другая область, где эти две технологии отличались, это четкость изображения получаемого от компьютерного сигнала. При одном и том же разрешении LCD обычно может воспроизводить немного более четкое изображение, чем DLP. Особенно эта разница заметна при демонстрации, например, подробной цифровой информации в таблицах. Однако при деомонстрации видео материалов никакого видимого различия в четкости изображения нет. Нельзя сказать, что DLP спроецирует таблицу нечетко, это не так, она все равно будет достаточно четкой. Но если вы одновременно поместите рядом два проектора с одинаковым разрешением - один DLP, а другой LCD, то по сравнению изображении от LCD проектора будет четче.
Третье традиционное преимущество LCD состоит в том, что эта технология более свето-эффективна. LCD проекторы обычно "выдают" значительно больше ANSI lumen, чем DLP проекторы, при условии что у обоих стоит лампа одинаковой потребляемой мощности. Таким образом LCD проекторы преобладают среди ярких проекторов. На момент написания этой статьи в базе данных проекторов мощностью от 3000 до 6000 ANSI lumen и стоимостью менее ххх находится более 60 моделей. Все они LCD проекторы за исключением одной модели DLP. И этот единственный в этой группе DLP проектор имеет световой поток 3200 люмен, т.е. находится в самом низу шкалы яркости этой группы. Поэтому LCD несомненно выигрывает там, где важен мощный световой поток.

Исторически сложилось, что у LCD проекторов было три слабых места, которые в большей степени относятся к материалам поступающим от видеоисточников, нежели чем от компьютерных. Первое-это видимость пиксельной структуры на экране. Второе упоминается обычно как "эффект прозрачной двери" ("screendoor effect"), потому что это похоже на то, как если бы вы смотрели на экран через стеклянную дверь. Эффект прозрачной двери обусловлен тем, что между пикселями есть пространство, именуемое межпиксельный промежуток. Третье-это недостаточный уровень черного цвета и контраста, которые являются жизненно важными элементами для хорошего видео изображения. И вот именно из-за этих недостатков, в прошлом многие ценители качественных домашних кинотеатров не принимали LCD-технологию всерьез.
Однако сегодня в большинстве LCD проекторов эти проблемы уже не так значимы, как они были раньше. Межпиксельные промежутки в LCD панелях были уменьшены и физическое разрешение-количество пикселей на экране-было увеличено. На заре цифровых проекторов разрешение было низким, обычно это было VGA (640x480) или ниже. Затем появилось разрешение SVGA (800x600), а потом XGA (1024x768) и выше. Большинство из сегодняшних широкоэкранных проекторов имеют разрешение 1280x720 или 1366x768. Чем больше пикселей участвует в создании изображения, тем больше уменьшается видимость отдельных пикселей и уменьшается эффект прозрачной двери. Если расположиться на нормальном расстоянии от экрана, то при современной плотности пикселей увидеть каждый пиксель будет не возможно.

Во-вторых, межпиксельные промежутки на всех LCD аппаратах, независимо от их разрешения, сейчас стали меньше по сравнению с тем, какие они были раньше. Так что эффект прозрачной двери на современных даже недорогих LCD проекторах с низким разрешением (SVGA) гораздо менее заметен, чем на более ранних моделях. Т.к. в DLP технологии пиксель создается путем отражения света от крошечного зеркала, то очертание края пикселя получается более мягким и менее четким чем у LCD (это как раз важно в случае детальных мелких изображений, например для таблиц в Excel, но также у DLP и традиционно более гладкое видео изображение). Так образом, при одном и том же разрешении, DLP все равно имеет больше преимуществ перед LCD по параметру видимости пикселей. Однако благодаря последним достижениям в технологии LCD, теперь вам придется максимально приблизиться к экрану, чтобы увидеть различия между двумя технологиями.
Но если говорить о контрасте изображения, то LCD все еще сильно отстает от DLP, несмотря на то, что обе технологии существенно продвинулись вперед. Еще три года назад средний LCD проектор имели контраст 400:1 и ниже, при том что сопоставимые DLP модели имели 600:1 и 800:1. Но совершенствование обеих технологий значительно повысило характеристики контраста. Многие DLP проекторы для презентаций имеют контраст 2000:1, а модели, разработанные специально для домашнего кинотеатра, имеют контраст до 5000:1. Надо отметить, что на момент написания этой статьи на рынке существует 38 моделей LCD проекторов с контрастом 1000:1 и выше. И кажется, что добавление dynamic aperture control, способствовало повышению уровня контраста в LCD проекторах до неслыханных показателей. Только что Sony анонсировала модель VPL-HS51 с контрастом 6000:1, а модель Panasonic AE700 заявлена с контрастом 2000:1. И раз уж мы говорим о таких показателях контраста, то можно сказать, что в принципе LCD сравнялась с DLP по этому важному показателю. Любой проектор с контрастом 2000:1 или больше способен отлично воспроизводить как яркие участки изображения, так и притемненные. Так что можно повториться: разница в качестве изображения между LCD и DLP в отношении контраста, уже не столь существенна, как это было раньше.

Ну и последнее, одно из ключевых преимуществ DLP над LCD это маленький размер DLP аппаратов, что особенно важно для сектора мобильных проекторов. Поскольку двигатель света в DLP состоит из одного чипа, а не трех LCD панелей, проекторы DLP получаются более компактными. На сегодняшний день на рынке имеется более 50 проекторов весом четыре фунта (приблизительно 1,5 кг) и меньше, и только три из них LCD, а остальные все DLP. Большинство LCD проекторов весят пять фунтов и больше.

Потенциально возможная проблема с DLP-эффект радуги

Если и есть какое-нибудь слабое место у DLP, то обычно говорят о потенциальной проблеме крутящегося цветового колеса, которое модулирует изображение, и вероятности появления на экране видимого дефекта, называемого "эффектом радуги." Суть этого эффекта в том, что из-за постоянного вращения колеса цвета раскладываются на красный, зеленый и синий (3-чиповые DLP проекторы не имеют цветных колес и не создают таких дефектов). Другими словами, по мере вращения колеса изображение на экране становится то красным, то зеленым, то синим в каждый конкретный момент времени, и весь трюк в том, что технология предполагает, что наш глаз не способен идентифицировать каждый цвет по отдельности из-за быстрого вращения колеса. К сожалению, некоторые люди способны это видеть. Мало того, что некоторые люди могут видеть быструю смену цветов, но некоторые так же считают, что быстрая последовательная смена цветов является причиной зрительного напряжения и головных болей. А так как в LCD проекторах все три цвета отображаются одновременно, то на такие проблемы обладатели LCD проекторов не жалуются.
Насколько все это значимо, зависит от каждого конкретного человека. Большинство людей вообще не видят разделения цвета. Однако для тех, кто видит "эффект радуги", это становится настолько раздражающим, что мешает воспринимать изображение вообще. Некоторые люди говорят, что видят "эффект радуги" периодически и это их не сильно раздражает и не портит впечатление от просмотра.

Фирма Texas Instruments и фирмы-продавцы, которые выпускают проекторы на основе DLP технологии, успешно решают эту проблему. В первое поколение DLP проекторов было встроено цветовое колесо, которое вращалось со скоростью 60 раз в секунду, т.е. 60Гц или 3600 RPM (оборотов в минуту). И если взять по одной панели каждого цвета, то получалось, что каждый цвет "появлялся" 60 раз в секунду. Эта базовая скорость вращения в 60Гц изделиях первого поколения получила название скорость вращения "1x".

После выпуска аппаратов первого поколения стало очевидно, что довольно много людей видят "эффект радуги". Поэтому во втором поколении DLP прокторов скорость вращения цветового колеса была удвоена до "2x", или 120Гц, или 7200 оборотов в минуту. Удвоение скорости смены цветов уменьшило время между сменой цветов т.о. уменьшив или вообще устранив видимость этого эффекта для большинства людей. С егодня, как было отмечено выше, во многих DLP проекторах, созданных для домашнего кинотеатра, используется цветовое колесо с шестью сегментами, которое имеет по два комплекта красных, зеленых и синих фильтров. Это колесо так же вращается со скоростью 120Гц или 7200 оборотов в минуту, но поскольку красный, зеленый и синий цвета обновляются в каждом обороте дважды, а не один раз, то производители договорились называть такую скорость вращения "4x". Это удвоение скорости смены цветов так же положительно повлияло на то, что еще меньше людей стали видеть этот дефект. Для большинства пользователей установка колес со шестью секторами и скоростью вращения 4x явилась решающей для изменения их мнения в пользу использования DLP проекторов в домашнем кинотеатре и для других видео материалов. При этом, из-за высоких требований к количеству выходящего светового потока в проекторах для презентаций, в большинстве коммерческих DLP проекторов до сих пор используют четырехсегментые колеса со скоростью вращения 2x. Однако сейчас некоторые фирмы, например, BenQ и другие, выпускают проекторы предназначенные для презентаций с колесами скорость вращения которых равна 3x, для того чтобы уменьшить шанс возникновения проблемы "радуги".

Насколько проблема "эффекта радуги" важна именно для вас?

Если вы не видели этот эффект на проекторах DLP более раннего поколения, то вы тем более не увидите его в новых моделях. Большинство людей не может увидеть этот эффект ни на одной из современных моделей. Однако пока вы сами (и другие ваши постоянные зрители) не сядете и не посмотрите на изображени создаваемое DLP проектором, вы не сможете понять, относитесь ли вы к той группе людей, кто видит эти эффекты и у кого они могут вызвать утомляемость зрения и головные боли или нет.

Но если вы решили, что хотите именно DLP проектор, но не уверены, будет ли этот эффект вам мешать, то существует простой способ разобраться. В качестве альтернативы припасите решение на основе проектора сделанного по LCD- или LCOS-технологии, которым вы сможете воспользоваться, если вам не подойдет DLP проектор. Затем найдите такой магазин, в котором есть обе выбранные вами модели проекторов и где вам разрешат взять DLP-модель попользоваться на несколько дней, а потом поменяют на LCD. В Интернете существует довольно большое количество дилеров, которые как раз и работают по такой схеме, но так же много и тех, кто не играет по таким "правилам". И если вам таки удастся найти продавца, который будет больше заинтересован в удовлетворением ваших потребностей, чем в простой быстрой продаже, то вы наверняка останетесь довольны результатом.

Потенциально возможная проблема с LCD: ухудшение качества изображения с течением времени.

В прошлом году компания Texas Instruments спонсировала и опубликовала результаты лабораторных испытаний, которые обозначили проблему в технологии LCD, которой нет у DLP. Испытание показало, что по истечении довольно длительного времени LCD панели, особенно расположенные в синем канале, ухудшаются, приводя к изменениям в цветовом балансе и уменьшению общего контраста. В испытании были использованы пять LCD проекторов, которые работали в режиме 24/7 в течение нескольких месяцев. Хотя испытания и обнаружили такую проблему, однако количество "участников" не было достаточным и проекторы работали в лабораторных условиях, а не в приближенных к реальной жизни. Поэтому было довольно трудно сделать какие-либо выводы о прогнозируемых показателях ухудшения в условиях нормальной эксплуатации.
Однако возможно, что те, кто приобретут LCD проектор, со временем все-таки будут вынуждены заменить LCD панель и поляризатор в синем канале. Если к тому времени проектор будет на гарантии, то замена не будет большой проблемой. Но если срок гарантии уже закончится, то затраты на замену LCD панели будут очень велики.

Текущее положение дел.

Крупнейшими разработчиками и изготовителями аппаратов на основе LCD технологии являются Sony и Epson. Эти компании не заинтересованы стоять в стороне и позволить компании Texas Instruments захватить рынок цифровых проекторов со своей конкурирующей DLP технологией. Конкуренция заставила и изготовителей LCD и Texas Instruments улучшать идентичные изделия в борьбе за долю на рынке.
Производители LCD существенно поработали над двумя основными проблемами: видимость пикселей и контраст, которые как были решающими так и остаются для много людей, при отдании предпочтения DLP моделям для демонстрации видео материалов. Судя по последним заявлениям Sony и Panasonic о новых продуктах, может оказаться, что использование dynamic aperture control может приблизить LCD к DLP в борьбе за контрастность изображения. Если это действительно будет так, то акценты в борьбе двух технологий переместятся на стоимость и показатели разрешения.
Когда речь заходит о стоимости, то возникает специфическая двоякая ситуация на рынке. DLP аппараты для презентаций обычно опережают LCD одинакового разрешения. На рынке в настоящее время два наименее дорогих SVGA проектора сделаны на основе DLP. Из одиннадцати SVGA проекторов, которые в настоящее время в розницу стоят менее ххх, семь -DLP и четыре - LCD. Так же из четырнадцати моделей с разрешением XGA, которые в настоящее время стоят в розницу менее ххх, десять - DLP и четыре - LCD. Таким образом, если рассматривать вариант проектора для презентаций формата 4:3, то DLP проекторы имеет преимущество по стоимости.

Однако вышесказанное не распространяется на модели широкоэкранных видео проекторов. Из одиннадцати проекторов с разрешением HDTV (1280x720) стоимостью до ххх, все одиннадцать сделаны на основе LCD. Sharp недавно анонсировал проектор Z2000, DLP, с разрешением 1280x720, розничная цена которого будет приблизительно 99. Это первый аппарат на основе DLP-технологии с разрешением 1280x720, цена которого опустится ниже 00. И тем не менее, эта стоимость все равно в два раза больше LCD проектора с аналогичным разрешением. Но поскольку на проекторы для презентаций никакой такой разницы в цене нет, то похоже, что дополнительные деньги за DLP видео проекторы берутся за то, что в этих аппаратах подразумевается лучшие показатели контраста и качества отображения видео материалов. Если дело действительно обстоит так, то как только новые высоко-контрастные аппараты LCD появятся на массовом рынке, то скорее всего ситуация с ценами на широкоэкранные DLP проекторы тоже изменится.
Обе технологии, и LCD и DLP, быстро развиваются стремясь удовлетворить потребности потребителя. Борьба за уменьшение размеров проекторов при увеличении мощности привела к появлению настолько маленьких аппаратов, каких еще года два назад нельзя было и представить. Значительно возрос показатель количества светоотдачи на единицу веса, а качество видео показа на обоих LCD и DLP проекторах теперь превосходит этот показатель обычных коммерческих кинотеатров.

Мы рекомендуем рассматривать обе технологии, и LCD и DLP, при выборе проектора для ваших разнообразных нужд. В категории для мобильных презентаций нет конкурентов трех-фунтовым DLP проекторам, которые сегодня представлены на рынке. С другой стороны, например, LCD проектор Epson 740c весом 3.8 фунтов ясно дает понять, что LCD остается сильным соперником в сегменте мобильных проекторов. А для больших конференц-залов, где требуются более мощные по яркости проекторы, аппаратура на основе LCD-технологии удерживает лидирующие позиции.
Если мы говорим о использовании проектора для домашнего кинотеатра, то DLP по прежнему остается лидером по характеристикам цветности, контраста и стабильности изображения, благодаря чему именно эти проекторы и предпочитают многие любители домашнего кинотеатра. Но промежуток между DLP и LCD закрылся, теперь обе технологии позволяют высококачественно воспроизводить видео материалы.
Какая из технологий лучше? Ответ зависит от нескольких факторов: обе технологии имеют преимущества и обе имеют недостатки, ни одна из них не является универсально-идеальной для всех применений. Так что война технологии продолжается, но единственным очевидным победителем остаетесь вы, потребитель.

Globalaudio © 2005 г.

 

Другие материалы по теме

Протокол HDMI CEC

Что такое "Протокол HDMI CEC"?

О компании Emotiva

Emotiva — это компания, состоящая из настоящих энтузиастов, инженеров и специалистов в области аудио. Она представляет из себя слаженную организацию, не обременённую излишними корпоративными правилами, избыточными уровнями управления и сложной координацией. Все без исключения в Emotiva, от команды инженеров до производственной группы и технического персонала имеют одну конкретную цель – воплощать Ваше стремление к новому опыту прослушивания аудио

Калибр кабеля по AWG (American Wire Gauge)

Толщина провода определяется по индексу американского стандарта (AWG). Чем меньше индекс калибра, тем толще кабель. Более толстая проволока обеспечивает меньшее сопротивление току. Толстый провод (12 или 14 калибра) рекомендуется для длинных проводов и мощных усилителей с низкоимпедансной акустикой (4 или 6 Ом).

О компании ArtSound

Компания ArtSound – ведущий бельгийский производитель динамиков и систем управления звуком. Более 30% продаж аудиосистем в Бельгии, Франции, Нидерландах приходятся на марку ArtSound.

Обратная связь

Отправьте письмо нашему специалисту

Как мы можем к Вам обращаться?*

Куда Вам ответить?*

Ваше сообщение?*

+7 (495) 308-00-49
ЧАТ С ЭКСПЕРТОМ
О компании
ВСЕГДА НА СВЯЗИ Наши эксперты всегда готовы ответить вам по телефону, онлайн или в офисе.

БЕСПЛАТНАЯ ДОСТАВКА

Бесплатная доставка по Москве или до офиса транспортной компании.

МЕТОДЫ ОПЛАТЫ

Наличный и безналичный расчет. Выставляем счета с НДС.

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ДИЛЕР

Не беспокойтесь за свой выбор. У вас 14 дней на обмен товара.