На главную страницу
На главную страницу
Контактный телефон

контакты


8 (495) 308-00-49
8 (926) 858-91-51

ICQ консультант: 236-492-772

Ваша корзина

ваша корзина

сейчас корзина пуста

Globalaudio
+7 (495) 308-00-49
+7 (926) 858-91-51
на главную о компании Оплата Доставка Установка оборудования

Проигрыватели винила. Основные понятия.



Всё о виниловых проигрывателях

Вдумайтесь: если вы воспроизводите свои любимые записи на своем замечательном высококачественном проигрывателе виниловых дисков и у вас прекрасная высокопроизводительная стереосистема с высококачественным усилителем и великолепными акустическими системами и при этом картридж звукоснимателя (на первый взгляд расходный материал или аксессуар) бюджетной категории, с таким картриджем Вы добьетесь хорошего звучания? Тем не менее, очень часто картриджу уделяется незаслуженно мало внимания, хотя на самом деле именно с него и начинается процесс звуковоспроизведения. Картридж наряду с акустическими системами- самый важный элемент системы, т.к он преобразует один вид энергии в другой-механическую в электрическую (у акустических систем- из электрической в акустическую) Именно игла звукоснимателя является первой и единственной соприкасающейся частью звукового тракта с записью на диске. Таким образом, качество картриджа непосредственно влияет на акустические характеристики всей стереосистемы. Если, в целом, любители музыки имели бы больше информации о картриджах, то, во-первых, их собственные музыкальные системы стали бы работать с большей музыкальной производительностью и, во-вторых, высококачественные и супер- высококачественные картриджи нашли бы свое применение на многих музыкальных системах по всему миру. Чтобы понять, насколько важно качество картриджа, рассмотрим, как он устроен.

Типы картриджей

ММ-картридж. Наиболее распространенной конструкцией картриджа звукоснимателя является конструкция с подвижным магнитом и неподвижными катушками индуктивности. Движение алмазной иглы, установленной на иглодержателе, перемещает магнит, который движется непосредственно около катушек, и при их взаимодействии генерируется электрический сигнал. Сигнал, выдаваемый ММкартриджем, наиболее высок из всех типов современных головок и находится в диапазоне от 2 до 8 мВ. ММ- картриджи в большинстве случаев при износе алмазной иглы имеют функцию ее замены. Ресурс иглы составляет примерно 1000 часов работы, ММ-картриджи позволяют заменять иглы (вставки)

МС-картридж. Более сложным, дорогим и точным принципом создания напряжения в картридже является конструкция с подвижной катушкой и неподвижным магнитом. С помощью микросборки, а в случаях особо точных картриджей - ручным способом, катушки индуктивности монтируются непосредственно на иглодержателе. При такой конструкции напряжение генерируется с минимальными искажениями и временными потерями. Чтобы максимально уменьшить движущуюся массу (а, соответственно, улучшить точность), как правило, катушка изготавливается с минимальным количеством витков. Например, в стационарных катушках для ММ-картриджей можно сделать 3000 и более витков провода, когда как в картриджах с подвижной катушкой только 15 или 20. Лучшие головки имеют по 3-4 витка, но стоимость таких головок сопоставима со стоимостью автомобиля. При такой конструкции с малым количеством витков катушки получается крайне слабый электрический сигнал, требующий в дальнейшем большего усиления. Сигнал, выдаваемый МС-картриджем, находится в диапазоне от 0,01 до 1,5 мВ* В МС-картриджах замена иглы (вставки) без отправки на завод невозможна. * также на рынке присутствуют картриджи гибридного типа, имеющие конструкцию МС, но при этом имеющие выходное напряжение, сопоставимое с картриджами ММ типа, то 1,5 до 3 мВ

Какой выбрать картридж ММ или МС?

ММ-картридж: Бюджетная стоимость конструкции, высокий выход не требует использования повышающих трансформаторов или дополнительных цепей усиления в фонокорректоре, возможность замены иглы в домашних условиях. Но все эти преимущества перечеркивает главный недостаток ММ-конструкции- Высокая движущаяся масса системы отражается на звуке сниженной точностью, скоростью, прорисовкой деталей и ухудшенным динамическим и частотным диапазоном МС-картридж: Дорогая конструкция, необходимость дополнительных цепей усиления,тщательной, а иногда прецизионной настройки картриджа на тонарме, более бережного отношения к пластинкам (необходимость мыть и хранить в чистоте) компенсируется точным, быстрым, тонально и темброво естественным звучанием. Только благодаря МС конструкции картриджа можно приблизиться к верхним границам возможностей формата грампластинки.

Но!

При выборе типа картриджа (ММ или МС), в первую очередь надо отталкиваться от качества поворотного стола. Если стол имеет проблемы с поглощением внешних вибраций, вибраций пластинки или сам является их источником (конструкция с роликовым или прямым приводом), то использование картриджа с подвижной катушкой (МС) не желательно.

Миф о превосходстве МС

Миф о превосходстве МС-конструкции над ММ был порожден приверженцами и «заложниками» винтажных проигрывателей с высоким уровнем генерируемых вибраций поворотного стола. В начале 2000-х в одном авторитетном аудио журнале вышла статья «О роликах и пружинках», в которой автор утверждал, что вся аудио индустрия пошла не по тому пути и что переход к производству поворотных столов с пассиковым приводом является ошибкой. Также он утверждал, что противовес должен быть пружинным, а привод исключительно роликовым. Но автор не упомянул, что он имел ввиду ситуацию, когда использование МС- головки не рассматривается, слушается музыкальный материал, преимущественно записанный в моно, проигрыватель не будет подключаться к звуковому тракту «лабораторного уровня точности» - или попросту к High-End системе, и слушателю будет примерно за 60 лет, со всеми необратимыми изменениями слуха и образа мышления. Результатом же стало повальное увлечение дорогими профессиональными проигрывателями с роликовыми приводами, на которых использовать МС- головку оказалось практически невозможно, т.к вибрации, генерируемые роликом, полностью считываются точной МС системой картриджа и преобразовываются в звук, который «подкладывается» под музыкальный сигнал в виде звуковой «грязи», тем самым прослушивание музыки на таком тракте сравнимо с просмотром фильма на сильно запыленном экране телевизора.

78/Моно/Стерео картриджи

На данный момент выпускается три вида картриджей ММ типа - 78/Mono/Stereo и два вида МС типа - Mono/Stereo. Использование 78/Mono картриджей не очень распространено на данный момент, но если в коллекции имеются такие пластинки, то использовать эти картриджи просто необходимо. Во первых правильная прижимная сила для шеллаковых пластинок и пластинок с монозвуком выше обычного (порядка 4 грамм), во вторых направление движения иглы в моно пластинке отличается примерно на 45 градусов. Из этого следует, что при проигрывании моно пластинки стерео картриджем движущая система будет разбиваться от неправильного движения иглы, и это если опустить еще проблему разбивания канавки и сверхбыстрого «запиливания» самого винилового диска.

Иглодержатель (Cantilever)

Иглодержатель передает механические колебания от иглы к блоку генератора сигнала.

Качественные иглодержатели должны быть легкими и в то же время прочными, также для самых точных картриджей обязательное условие для иглодержателя - это гибкость и одновременно быстрое возвращение в исходное положение. Для соблюдения этих условий высококачественные иглодержатели изготавливают из разных, в том числе экзотических и дорогих материалов.

Игла (Stylus)

Существуют три основных типа формы игл звукоснимателей.

  • Сферическая (круглая) является самой дешевой в производстве и из-за этого получила большее распространение. Сферическая игла используется в бюджетных картриджах. Сферическая игла при воспроизведении обладает наихудшей точностью и, соответственно, качеством звука.
  • Более совершенной является эллиптическая игла. Она имеет узкий профиль, позволяющий с большей точностью следовать всем нюансам звуковой канавки. Эллиптические иглы используется в большинстве современных картриджей средней ценовой категории.
  • На высшей ступени стоят иглы с так называемой «именной» заточкой. Они имеют сложную геометрию и обеспечивают более точное отслеживание канавки. Такие иглы обладают более узким профилем, чем обычные иглы эллиптической формы и при движении имеют более широкий контакт со всей площадью записанной канавки, уменьшая давление иглы на чувствительную поверхность записи, что обеспечивает минимизацию износа пластинок и позволяет извлекать информацию из канавки с наибольшей точностью достоверностью. Наиболее известные «именные» заточки - это Shibata, Hiper eliptical, Line-contact, MicroLine и другие.

Изменение стандарта угла резца

При воспроизведении грамзаписи игла картриджа должна находиться в том же положении, что и алмазный резец режущей головки при записи.Только в этом случае сигнал будет передан максимально точно. Важность этого особенно проявилась, когда была изготовлена стерео игла эллиптической формы. Это произошло в октябре 1958. Вертикальный угол слежения не всегда имел твердый стандарт. Но как только была выпущена стереопластинка, был впервые определен этот угол, который составил 15 градусов. В 1975 году это значение было изменено на 20 градусов. По этой причине релизы, выпущенные до 1975 года, были массово переизданы в конце 70-ых, а поиск «первых прессов» при наличии этих переизданий не имеет никакого смысла, кроме коллекционного, если используются современные картриджи не со сферической заточкой . На непонимании (незнании) этого вопроса хорошо спекулируют «виниловые винтажники», «впаривая» сначала «первые пресса», а потом для правильного их воспроизведения винильщикнеофит вынужден покупать «винтажные головки» или, по крайней мере, пользоваться исключительно ММ-картриджами, желательно со сферической заточкой. (Отсюда еще одна причина появления мифа о превосходстве ММ)

Тонармы

Существует два вида тонармов: Тангенциальные и рычажные. Преимуществом тангенциальных тонармов является отсутствие погрешности слежения иглы при воспроизведении относительно режущей головки при записи мастер-диска (режущая головка в рекордере как раз устанавливается на тонарм тангенциального типа). Но качественные тонармы такого типа очень дороги и требуют тщательной периодической настройки. В противном случае их преимущества превращаются в недостатки (избыточное давление на одну из канавок из-за недостаточного или избыточного движения тонарма по направляющей). А с появлением дисков с нестандартным шагом канавок преимущество тангенциальных тонармов еще уменьшилось, «на плаву» смогли остаться только выдающиеся модели с воздушным подвесом, которые в свою очередь тоже имеют ряд недостатков Рычажные тонармы имеют более простую конструкцию и проще в настройке. С помощью различных конструктивных решений инженеры смогли минимизировать их недостатки. Увеличение рабочей длины тонарма, введение компенсационного угла за счет изгиба трубки тонарма S-образной и J-образной формы, различные конструкции антискейтинга (компенсации эффекта скатывания под действием центробежной силы) - все это призвано минимизировать погрешность слежения иглы за канавкой, но самое главное - все эти конструктивные решения следует рассматривать в призме конечного результата (звучания), т.к на рынке есть тонармы, использующие все лучшие технические решения, но при этом отвратительно звучащие, а есть тонармы, в которых все сделано не так, но они прекрасно звучат.

Один из важных факторов получения хорошего звука - это степень сочетаемости связки тонарм+картридж. Современные «винильщики» часто не обращают внимания на этот параметр, а многие даже не подозревают о его существовании. В большинстве случаев сочетаемость получается за счет негласной стандартизации (схожести) механических характеристик различных картриджей и тонармов, но умение делать расчет совместимости позволит выйти почти из любой ситуации, в которую может загнать клиент, имеющий, к примеру, «винтажный» тонарм и желающий приобрести современный картридж.

Headshells (площадки для крепления картриджа)

Нельзя недооценивать важность Шелла. От его конструкции и материала, из которого он изготовлен, может достаточно ощутимо меняться звучание всей системы.

Сколько должно стоить?

У современных любителей винила есть определенный пробел в знаниях, в навыках настройки и подбора комплектующих проигрывателя под свою систему. По этой причине самыми популярными моделями являются проигрыватели Plug-and-Play, имеющие установленную и настроенную головку, да еще иногда и встроенный в шасси проигрывателя фонокорректор. Виниловый проигрыватель для современного пользователя ошибочно считается простым, рядовым источником музыки, стоящим в общем ряду с проигрывателями CD, сетевыми проигрывателями и.т.п. Такая недооцененность порождает ряд ошибок, связанных с неправильным выбором качественного уровня LP проигрывателя под домашнюю систему, и вследствие этого, по принципу звучания слабого звена, получается не оптимальный уровень качества воспроизведения музыки с виниловых пластинок. Проигрыватель винила является самым важным и дорогостоящим компонентом, об этом еще в своей энциклопедии писал Роберт Харли. Поэтому экономия при выборе всех составных частей винилового проигрывателя (головки звукоснимателя, тонарма, фонокорректора) сильнее скажется на звучании системы, по сравнению с теми же CD проигрывателями или усилителями.

6 заповедей винильщика

Всегда нужно помнить, что «Виниловая тема» окружена мифами и преданиями, способными сбить с толку не только винильщиканеофита, но и продвинутого «хай-файщика» «Виниловые авторитеты» («бывалые-винильщики») как в сфере носителей, так и в сфере техники - не более чем один из «винильных мифов», также способный сбить с толку тех, кто имеет пробелы в знаниях по теме. «Теплый аналоговый звук»- не характерный признак звучания виниловой пластинки, а признак низкого уровня качества комплектующих винилового тракта и/или признак плохой настройки проигрывателя. Истинный звук винила- прозрачный, плотный, динамичный, хлесткий, с ярко выраженными деталями и глубокой градуированной звуковой сценой. «Первый пресс», выпущенный до 1975 года, не может рассматриваться как «эталонный» носитель для настройки высококачественной High-End системы «на слух», т.к он создан по другим стандартам угла слежения иглы. Для критической оценки качества винилового тракта эталоном должно служить звучание реальных, живых инструментов и голоса, а не звучание именитых, уважаемых профессионалами «винтажных» проигрывателей, типа Thorens 124 или Garrard 301 и.т.п. Только собственный опыт, собственные уши и теоретические знания по теме способны помогать различать и разрушать мифы и предания о виниле и создавать системы, которые будут поражать не только сторонников винилового звука, но и противников.




Вернуться в раздел








Разработка сайта -

© 2005 - 2018 Интернет-магазин Globalaudio
Яндекс.Метрика